А. Маслоу выделил пять типов мотивирующих потребностей.

Содержательные теории мотивации

Современные теории мотивации.

Современные теории мотивации подразделяются на три группы: содержательные,процессуальные и теории подкрепления.

Содержательные теории мотивацииосновываются на идентификации потребностей людей и выявлении их роли в мотивационном процессе.

Процессуальные теориинаправлены на объяснение того, как человек, нацеленный на удовлетворение индивидуальных потребностей, распределяет свои усилия для достижения целей, выбирает различные образцы поведения и оценивает эффективность принятых решений. Процессуальные теории базируются на том, что поведение индивида является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией.

Теории подкрепленияосновываются на анализе взаимосвязей между поведением работников и его последствиями. Исследуются проблемы изменения или модификации поведения персонала в процессе труда и адекватного использования немедленного вознаграждения или наказания. Таким образом, содержательные теории мотивации связаны с потребностями, процессуальные теории - поведением, теория подкрепления - вознаграждением.

Содержательные теории мотивации включают:

• теорию иерархии потребностей Л. Маслоу;

• теорию потребностей высших уровней Д. МакКлелланда;

• двухфакторную теорию Ф. Герцберга.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.Абрахам Маслоу в своей самой известной работе «Мотивация и личность» определил мотивацию как «изучение предельных целей человека».

1. Физиологические потребности- это базовые потребности в пище, воде, одежде, жилье, без удовлетворения, которых человек погибнет. Эти потребности являются врожденными. Применительно к организационной ситуации - это потребности в нормальных условиях труда, гарантированной заработной плате.

2. Потребности в безопасности- подразумевают физическую безопасность (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте) и экономическую безопасность (заработная плата, гарантированность рабочего места, социальное страхование).

3. Социальные потребности- это потребности в причастности к какому-либо сообществу, группе людей, чувство социального взаимодействия, взаимопонимания, привязанности.

4. Потребность в уважении- это потребности в самоуважении и уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, карьерном росте, признании достижений. Потребность в самоуважении связана с желанием иметь положительное мнение о самом себе. Самоуважение формируется при достижении результата, оно связано с самостоятельностью, независимостью индивида. Потребность в уважении со стороны коллег мотивирует работников на завоевание признания, принятие на себя дополнительных обязанностей, повышение статуса внутри группы, получение кредита доверия для работы на благо организации.

5. Потребности в самореализации (самовыражении)- включают в себя потребности в творчестве, реализации собственных способностей, повышении компетентности, саморазвитии и созидании. В организации эти потребности удовлетворяются путем предоставления работникам возможностей личностного роста, подготовки для выполнения более сложных заданий, служебного продвижения. А. Маслоу выдвинул предположение, что перечисленные классы потребностей формируют иерархию, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1).

'Потребности в самоутверждении

Потребности в уважении

Социальные потребности

Потребности самосохранения

Физиологические потребности

Рисунок №1 Иерархия потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности и потребности в безопасности обычно называют первичными. Социальные потребности, потребности в уважении и самореализации - вторичными.

С позиции удовлетворения потребностей первые четыре класса называют потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет предел, и удовлетворяются они, как правило, за счет внешних по отношению к личности факторов. Пятый вид потребностей - потребности в самореализации - безграничны, поскольку самореализация - это рост, поиск, цель, а не какое-либо свершение.

Согласно теории А. Маслоу, люди удовлетворяют свои потребности в определенном порядке. Сначала удовлетворяются физиологические потребности и потребности в безопасности, как приоритетные в мотивационном поведении человека, затем актуализируются потребности более высоких уровней. Удовлетворенность достигается в том случае, если степень насыщения потребности соответствует ожиданиям работника. В противном случае чувство неудовлетворенности блокирует переход к потребностям более высокого уровня.

В настоящее время теория А. Маслоу находит практическое применение во многих организациях США, Японии и Европы, являясь отправным пунктом при разработке систем стимулирования персонала. Однако эта теория не лишена и недостатков:

- ей не удалось учесть индивидуальные различия в удовлетворении потребностей. Все люди имеют разные физические и интеллектуальные способности и склонности, и - это находит отражение в различных способах удовлетворения потребностей, кроме того, не учтены культурные различия и различия в восприятии;

- факт, согласно которому удовлетворение какой-либо потребности автоматически актуализирует потребности следующего уровня, является недоказанным. Например, многие люди стремятся к удовлетворению потребностей более высокого уровня, прежде чем наступает удовлетворение потребностей более низкого уровня. До потребности в самовыражении доходят не все люди

Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Согласно теории Д. Мак-Клелланда структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам; стремление к успеху, стремление к власти, стремление к признанию. Люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория отражает влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой (Табл. №1).

 

Гигиенические факторы Мотивация
Политика фирмы и администрации Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработок Признание и одобрение результата
Межличностные отношения Высокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работой Возможность творческого и делового роста

Таблица № 1 – Факторы, влияющие на удовлетворенность работой.

Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля - они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность).