Регулирование инвестиционной деятельности страховщиков в РФ. Управление (внутреннее и внешнее) рисками страховых организаций, связанными с инвестиционной деятельностью
Экономические основы деятельности страховой компании отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. По этой причине инвестирование средств страховщиком должно жестко регулироваться государством, поскольку страхователи объективно лишены возможности контролировать эффективность распоряжения страховой организацией предоставленными ей средствами.
Основой правовой базы инвестиционной деятельности страховщиков в России является Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991г. N 1488 – 1, регулирующий инвестирование средств страховыми организациями наравне с организациями других сфер бизнеса. Кроме того, основы инвестиционной деятельности страховых организаций закреплены в статье 26 Федерального закона N 4015 – 1 от 27 ноября 1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», устанавливающей принципы инвестирования и иного размещения средств страховых резервов: принципы диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Важное место в правовой базе инвестиционной деятельности страховых организаций занимает Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг», регулирующий отношения, возникающие в результате осуществления страховщиками финансовых вложений.
Как уже отмечено, страховые организации вправе осуществлять инвестиции путем размещения средств страховых резервов. В связи с этим Минфином РФ приняты различные нормативные документы в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Так, приказом Минфина РФ N 100н от 02.07.2012 г. были установлен Порядок размещения страховщиками средств страховых резервов. В них предусматривается разрешенный перечь активов, принимаемых в покрытие средств страховых резервов. Также с целью уменьшения инвестиционного риска в указанном Порядке установлены ограничения по объектам инвестиций и их величине.
Следует обратить внимание на то, что поскольку в целом страховой рынок делится на рынки страхования жизни и «нежизни», формирование страховых резервов по этим видам страхования различно. Так, в страховании жизни действует приказ Минфина РФ N 32н от 9 апреля 2009г. «Об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни», а в страховании «нежизни» – приказ Минфина РФ N 51н от 11 июня 2002г. «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». УТОЧНИТЬ!!!!
Инвестиционные возможности страховщиков не ограничиваются только лишь величиной страховых резервов. Важным инвестиционным ресурсом также выступают активы, принятые в покрытие ССС[7], состав и структура которых регулируется приказом Минфина России N 101н от 02.07.2012. «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика». При регулировании данного блока активов важное место отводится Положению о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденному приказом Минфина РФ N 90н от 2 ноября 2001 г.
Особое место в системе страхования занимает обязательное пенсионное страхование. НПФ[8] и Пенсионный фонд России инвестируют средства пенсионных накоплений, а также средства пенсионных резервов, посредством передачи их в доверительное управление.
Для регулирования данной области деятельности в системе пенсионного страхования принят ряд документов:
1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75 – ФЗ, устанавливающий источники формирования пенсионных накоплений, а также принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений (статья 24);
2. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»от 24.07.2002 N 111 – ФЗ, в соответствии с которым средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений, указанных в 26 статье этого закона;
3. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением».
Казалось бы, система правового регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций в России настолько полна, логична и эффективна, что страховые организации не могут испытывать проблем при осуществлении инвестиций. Однако это далеко не так.
Начавшийся в 2008 году финансовый кризис показал недостаточную эффективность правового регулирования инвестиционной деятельности страховщиков, особенно Правил и Требований, в условиях падения фондовых рынков и ликвидности банков, связанную с его ориентированностью на стабильную национальную финансовую систему с растущим фондовым рынком и стабильно выполняющими свои обязательства банками. Кроме того оно слишком детализировано и мелочно и не оставляет страховщику возможности маневра при ухудшении ситуации на финансовых рынках. Все это сказалось на структуре инвестиций. Так, в период острой фазы кризиса (второе полугодие 2008 года) в структуре инвестиций страховых организаций происходили изменения, обратные мировым тенденциям. Эти трансформации проявлялись в снижении доли акций и росте доли долговых ценных бумаг и предоставленных займов,
Фиктивность инвестиций страховых компаний (в кризис – 50%, в 2011г. – 25 – 30%) и недостаточная эффективность правового регулирования инвестиционной деятельности вынудили Минфин осуществить ряд изменений. Кроме того в ближайшее время участников финансового рынка ожидают большие законодательные изменения, связанные с созданием мегарегулятора финансовых рынков путем присоединения Росстрахнадзора (ФССН) к ФСФР. Мегарегулятор будет проверять финансовое положение страховщиков, инвестиционных и управляющих компаний и других участников финансового рынка, а также их инвестиционную политику. Исключением для обновленной ФСФР является банковская и аудиторская деятельность.
Очень важно отметить, что в декабре 2011 года был принят Федеральный закон от 7 декабря 2011г. N 414 – ФЗ «О центральном депозитарии», осуществляющем депозитарную деятельность, где страховая организация или же ее доверительный управляющий выступают акционерами.