Формулировки миссий некоторых компаний.

Ford Motor Company: «Компания является мировым лидером в производстве автомобилей и автомобильных продуктов и услуг, так же как и в новейших отраслях, таких как аэрокосмическая, коммуникации и финансовые услуги. Нашей миссией является постоянное улучшение наших продуктов и услуг для удовлетворения потребностей наших покупателей, что позволит нам процветать как коммерческой организации и обеспечить достойную прибыль акционерам, владельцам нашей компании».

Audio Animation, Inc. «Для выгоды наших покупателей мы будем разрабатывать готовые решения, базирующиеся на технологиях цифровой обработки сигнала, и предоставлять лучшие продукты и услуги промышленности. Мы построим прибыльную компанию, известную своей целостностью, основанную на целях долгосрочного роста и прибыльности для выгоды наших покупателей, акционеров, сотрудников и общества в целом».

• Для наших сотрудников мы создадим благоприятную рабочую атмосферу, которая будет стимулировать удовлетворенность работой, персональный рост и возможность участвовать в процветании компании.

• «Цель компании Motorola - достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступнымценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей».

• «Предоставить женщинам неограниченные возможности» Магу Kay Cosmetics.

• «Помочь ведущим корпорациям и правительствам добиться еще большего успеха» McKinsey & Company.

• «Испытать радость от усовершенствования и приспособления технологии для пользы общества» Sony.

• «Предоставить простым людям возможность покупать вещи, ранее доступные только богатым» Wal-Mart.

• «Сделать людей счастливыми» Walt Disney.

• «Мы стремимся стать лучшей в мире фирмой, объединяющей людей - предоставляя им легкий доступ друг к другу, информации и услугам, в которых они нуждаются - в любое время в любом месте» Lucent Technologies.

• «Распространение знаний с помощью документов» XEROX.

Положения миссии признают ответственность перед различными группами потребителей и заинтересованных лиц и создают стандарты для деятельности организации по соответствующим направлениям. Миссия определяет группы лиц и организаций, сотрудничество с которыми способствует процветанию компании, устанавливает их требования и формулирует приоритеты работы менеджеров. В эти группы могут входить любые лица, которые имеют свой интерес или участие в успешном функционировании организации. Признание миссией своих общественных обязанностей может также включать описание отношений фирмы с потребителями, сотрудниками, обществом в целом и т.д.

Формулировка миссии помогает сформировать поведение различными способами, в том числе и устанавливая этические стандарты поведения. Этика - это принципы, которые касаются личной обязанности человека делать то, что морально правильно. Выполнение этой обязанности часто требует вынесения трудных решений и заключений о том, как сохранить равновесие между нуждами одной из групп и всеми остальными.

Большинство организаций могут иметь самые разнообразные цели, которые не всегда согласуются друг с другом. Например, такие цели, как снижение издержек производства и хорошие отношения с сотрудниками, могут вступать в противоречие. В случае кризиса менеджеры стоят перед дилеммой: сохранение работников может поколебать ценовую конкурентоспособность компании, а временное сокращение штата ухудшит отношения с персоналом. С подобной проблемой столкнулось руководство авиационной компании Ал Италия. Задачей менеджера является сделать необходимые в такой ситуации уступки, и правильно установленные цели облегчают эту задачу.

Лучшими целями являются те, которые требуют от организации интенсивных усилий для их достижения. Эдвин Лэнд (Edwin Land), основатель компании Полароид (Polaroid), считал, что цели, которые заставляют людей работать в полную силу, это те, которые, по их мнению, «очевидно важны и практически недостижимы». Постоянно ставя цели, требующие больших усилий, организация скорее реализует свой потенциал. Однако не следует считать, что цели должны быть произвольно высоки. Нереальные цели скорее навредят организации; зная, что цель не может быть достигнута, организация будет ее игнорировать, и таким образом цель не выполнит свою функцию.

Для того чтобы повысить общую и административную эффективность, организации структурированы, как правило, на отделы или функциональные сферы. Стратегические цели относятся к организации в целом и таким образом они «пересекают» функциональные сферы, а значит, представляют собой важную объединяющую силу.

Конкретизация стратегических целей происходит в стратегических задачах.

Задачи - это оперативные определения целей, описание деятельности (идеи), которая является достаточно конкретной для совершения определенных действий.

Цели в достаточно общих чертах описывают, что организация старается достичь, а задачи уточняют в более конкретных выражениях те действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленных целей.

Стратегические задачи задействуют временной фактор. Компания, которая поставила себе задачу подняться с шестого на второе место по доле рынка в течение двух лет, предъявляет к себе гораздо большие требования, чем аналогичная компания, которая отвела на решение этой задачи десять лет. Измерение, которое не учитывает временные рамки, бессмысленно.

Задачи снижают вероятность конфликтов. Четко поставленные задачи уменьшают взаимное недопонимание и соперничество внутри организации. Такое негативное поведение часто является как бы реакцией протеста на обстановку неопределенности в линии поведения всей компании. Задачи формируют основу для совместного административного поведения. В этом им помогают правила, разрабатываемые в организации.

Правила это рамки или линия поведения, которые четко выражены или подразумеваются как часть предполагаемой страте­гии. Вот несколько гипотетических примеров:

• Мы не будем продавать товары по сниженным ценам.

• Мы будем принимать возвращаемый товар без расспросов.

• Наиболее важные компоненты наших изделий мы будем производить, а не закупать.

• Мы будем искать источник будущего роста в накоплении доходов.

После того, как определены миссия и цели организации, приступают к всестороннему анализу и оценке внешней среды.