Стратегии

Функциональные стратегии

(производство, маркетинг, НИОКР,

сбыт, финансы, кадры и т.д.)

 

 
 


Операционные стратегии

Региональные и местные предприятия

 
 


Рисунок 2. Стратегическая пирамида компании

Стратегическое планирование состоит в разработке стратегии деятельности организации. Слово «стратегия» (от греч. strategos - искусство генерала) попало в управленческий язык из древнегреческого военного лексикона, где означало совокупность мероприятий по планированию и реализации на практике военной политики государства с использованием всех доступных для этого средств. В деловой жизни под стратегией понимается генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии заключается в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. К основным характеристикам стратегииотносят:

• наличие ясных целей, определяющих текущее положение организации в окружающей среде и то состояние, к которому необходимо прийти, базируясь на анализе состояния и динамики внешней среды:

• определение механизмов достижения целей;

• определение ресурсов, необходимых для реализации этих механизмов;

• наличие определенной гибкости, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переориентацию стратегии.

Существует ряд факторов, которые влияют на стратегию любой организации. В наибольшей степени на нее влияют конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности (например, высокое качество продукции и услуг, их соответствие общественным запросам, низкие издержки производства и т.п.); организационные факторы (внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации); профессионально-этические факторы (культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости управленческого персонала, способность руководителей к лидерству, внутренний климат в коллективе); факторы внешней среды и ранее принятые на себя обязательства.

Возможность организации проводить самостоятельную политику во всех областях делает стратегию более гибкой, хорошо приспосабливающейся к требованиям времени и обстоятельств, свободной от груза прежних традиций и условий.

Стратегия организации формулируется и разрабатывается, как правило, высшим руководством компании в письменном виде. Реализация стратегии предполагает участие всех уровней управления организации.

Однако собственно этапу формулирования стратегии предшествует ряд действий, связанных с разработкой иерархии стратегических намерений

Под стратегическим намерением подразумеваются результаты, которых старается достичь организация. Эти стратегические результаты, которые преследует типичная компания, могут быть очень широкими - видение (представление) и миссия или более узкими - цели и задачи.

В стратегическом менеджменте видение (представление)относится к категории намерений, которые характеризуются широтой, всеобъемлющим характером и направлены на отдаленное будущее. Оно описывает устремления на будущее, не определяя при этом средств, которые следуетиспользовать для достижения желаемых результатов. Наиболее эффективными видениями (представлениями) являются те, которые вдохновляют. Это может быть лучшая услуга или лучший продукт. Представления личны, часто они не существуют в письменной форме. Возможно, идеи и идеалы, которые они выражают, слишком возвышенны или недолговечны, чтобы выглядеть убедительнымина бумаге. Записаны они или нет, если эти идеи могут (должны) иметь эффект, то их необходимо сообщить и часто донести до очень большого числа людей — возможно, десятков тысяч.

Распространение представлений проходит двумя путями. Наиболее очевидный путь - это представить (выразить) их в виде более конкретных текстов - миссии. Менее очевидный, но, возможно, более эффективный путь - это сообщить представление через личное общение.

Практика показывает, что часто действие «говорит» о видении больше, чем слова. Но это не значит, что слова не важны, особенно слова, сказанные лидером, пытающимся объяснить свое видение. Это подтверждает и пример Дональда Питерсона, председателя совета директоров компании Форд, который «загорелся» идеей создания рабочих групп и объехал многие заводы, объясняя принципы и организуя экспериментальные группы.

Миссия- это основная общая цель организации, причина ее существования. Хорошо продуманная миссия определяет фундаментальную, уникальную цель, которая выделяет данную компанию среди других компаний подобного типа и предопределяет спектр возможностей деятельности компании в области предлагаемых изделий и обслуживаемых рынков.