Структура и функции ФНС РФ.

Федеральная налоговая служба.

Основные функции, возложенные на ФНС по контролю и надзору:

· за соблюдением налогового законадельства РФ,

· правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых платежей,

· за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,

· соблюдение валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов,

· информирует налогоплательщиков по вопросам налогообложения.

ФНС находится в ведении министерства финансов РФ. ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральными Законами, актами президента и правительства РФ, международными договорами, нормативно – правовыми актами Минфина и положением о ФНС.

Контроль цен и сделок налоговыми органами

 

Налоговые органы контролируют сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки при соблюдении ряда условий. В основе контроля цен лежит принцип: если цена сделки между взаимозависимыми лицами не соответствует рыночной, то соответствующие налоги (налог на прибыль, НДС, НДФЛ и др.) могут быть доначислены налогоплательщику.

К взаимозависимым лицам отнесены:

● организации в случае, если одна из них прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 %;

● физическое лицо и организация в случае, если такоефизическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %;

● организации в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %;

● организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

● организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

● организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами);

● организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

● организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

● организации или физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %;

● физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

● физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравнена совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если третьи лица (посредники):

● не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

● не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Например, типичная схема минимизации налоговых платежей. Между основным продавцом на общей системе налогообложения и конечным покупателем «встраивается» компания-упрощенец. Как правило, они взаимозависимые друг с другом. Для того чтобы уйти от контроля цен между ними, первоначальным продавцом и упрощенцем «встраивается» невзаимозависимое лицо на основной системе налогообложения, которое для перепродажи не использует никаких активов и не принимает на себя никаких рисков.

Также к сделкам между взаимозависимыми лицами будут приравнены:

● сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

● сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином РФ в качестве оффшоров.

Сделка между взаимозависимыми лицами считается контролируемой при соблюдении ряда условий.

Если местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по сделкам является Россия, то сделки признаются контролируемыми только при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;

2) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим единый сельскохозяйственный налог или ЕНВД, при этом одна из сторон по сделке не применяет указанные специальные налоговые режимы, а сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. Например, на практике под контроль цен могут попасть сделки между взаимозависимыми лицами на сумму свыше 100 млн руб., проведенные в целях оптимизации налогообложения по так называемой «давальческой» схеме;

3) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 %. При этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций. При этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны.

Сделки, перечисленные в 3-5, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб..

Налогоплательщик в случае сомнения в рыночности цены сделки может произвести уплату этих налогов самостоятельно, исходя из такой цены. Кроме того, может проводиться симметричная корректировка цен (если одному налогоплательщику - стороне сделки будут доначислены налоги, другому - налоговые органы их уменьшат).

Неконтролируемые сделки

● сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

● сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: они зарегистрированы в одном субъекте России; не имеют обособленных подразделений; не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов России и не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.