И ИСТИНА СУДЬБЫ

 

 

Все, что бы­ло изложено до на­сто­я­щего мо­мен­та, да­ет воз­мож­ность без со­м­не­ний ска­зать об от­сут­ст­вии «трех­мер­ного про­стран­ст­ва»; это лишь пре­ду­бе­ж­де­ние, ис­хо­дя­щее толь­ко от вос­при­ятий. Можно с уверенностью сказать, что вся жизнь про­те­ка­ет в «бес­про­стран­ст­вен­но­сти». Ут­вер­ждать же об­рат­ное бу­дет суеверным заблуждением, да­ле­ким от ра­зу­ма и на­у­ки. Так как мы не име­ем ни од­ного дей­ст­ви­тель­ного до­ка­за­тель­ст­ва в поль­зу су­ще­ст­во­ва­ния фи­зи­че­ского ми­ра.

Это в кор­не раз­ру­ша­ет пер­вую ги­по­те­зу ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии, яв­ля­ю­щей­ся ос­но­вой тео­рии эво­лю­ции, со­глас­но которой ма­те­рия аб­со­лют­на и извеч­на. Со­глас­но же вто­рой ги­по­те­зе ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии, вре­мя так­же яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным и бес­ко­неч­ным. Эта ги­по­те­за уто­пич­на так же, как и пер­вая.

 

Чув­ст­во вре­ме­ни

Чув­ст­во, на­зы­ва­е­мое вре­ме­нем – это спо­соб срав­не­ния од­ного мо­мен­та с дру­гим. Объ­яс­ним это на следующем при­ме­ре. Уда­рив по ка­ко­му-ли­бо пред­ме­ту, мы слы­шим звук. Че­рез пять ми­нут, уда­рив по то­му же пред­ме­ту, мы вновь ус­лы­шим звук. Че­ло­век по­ла­га­ет, что ме­ж­ду пер­вым и вто­рым зву­ком су­ще­ст­ву­ет про­стран­ст­во, и на­зы­ва­ет его «вре­ме­нем». Ме­ж­ду тем, ко­гда он слы­шит вто­рой звук, пер­вый ос­та­ет­ся в во­о­б­ра­же­нии ра­зу­ма, и это толь­ко ин­фор­ма­ция, ос­тав­ша­я­ся в па­мя­ти. Че­ло­век, срав­ни­вая ин­фор­ма­цию в па­мя­ти с пе­ре­жи­ва­е­мым на дан­ный мо­мент, по­лу­ча­ет чув­ст­во вре­ме­ни. Не будь этого срав­не­ния, не бы­ло бы и чув­ст­ва вре­ме­ни.

Та­ким же об­ра­зом че­ло­век, вой­дя в ком­на­ту и уви­дев по­сре­ди нее си­дя­ще­го в крес­ле че­ло­ве­ка, на­чи­на­ет де­лать срав­не­ние. Че­ло­век в крес­ле, от­кры­ва­е­мая дверь, на­пра­в­ле­ние к се­ре­ди­не ком­на­ты – вся эта ин­фор­ма­ция на­хо­дит­ся толь­ко в моз­ге. Чув­ст­во вре­ме­ни воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те срав­не­ния образа че­ло­ве­ка в крес­ле с этой ин­фор­ма­ци­ей. То есть, вре­мя су­ще­ст­ву­ет за­счет срав­не­ния об­ра­зов, хра­ня­щих­ся в моз­ге. Ес­ли че­ло­ве­ку отказы­ва­ет па­мять, то мозг не спо­со­бен де­лать та­ко­го ро­да выводы. Сле­до­ва­тель­но, не воз­ни­кнет и чув­ст­во вре­ме­ни. Ко­г­да че­ло­век го­во­рит о том, что ему три­д­цать лет, при­чи­ной по­доб­но­го вы­во­да яв­ля­ет­ся на­ко­п­лен­ная ин­фор­ма­ция о не­ко­то­рых со­бы­ти­ях три­д­ца­ти лет. Не будь у че­ло­ве­ка па­мя­ти, у него не бы­ло бы и мыс­лей о су­ще­ст­во­ва­нии та­кого про­ме­жут­ка вре­ме­ни, и все бы из­ме­ря­лось лишь од­ним мгно­ве­ни­ем.

Вре­мя – по­нятие, пол­ностью за­ви­си­мо­е от то­го, кто его вос­при­ни­ма­ет. Оди­на­ко­вый про­ме­жу­ток вре­ме­ни мо­жет ка­зать­ся длин­нее для од­но­го, и ко­ро­че для дру­гого че­ло­ве­ка.

Что­бы по­нять, чье пред­по­ло­же­ние бо­лее вер­но, мы при­бе­га­ем к по­мо­щи ка­лен­да­ря, ча­сов и дру­гих ис­точ­ни­ков. При от­сут­ст­вии же та­ко­вых, оп­ре­де­лить вре­мя никак невоз­мож­но.

На­уч­ное объ­яс­не­ние относительности вре­ме­ни

Что­бы бо­лее до­с­туп­но объ­яс­нить эту те­му, при­ве­дем в ка­че­ст­ве при­ме­ров взгля­ды не­ко­то­рых мыс­ли­те­лей и уче­ных.

Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии, из­вест­ный про­фес­сор ге­не­ти­ки и мыс­ли­тель Фран­циск Жа­коб в сво­ей кни­ге «Иг­ра воз­мож­но­стей» пи­шет сле­ду­ю­щее от­но­си­тель­но об­рат­ного те­чения вре­ме­ни:

«Филь­мы, про­кру­чи­ва­е­мые на­зад, да­ют воз­мож­ность пред­ста­вить мир, где вре­мя обрати­лось вспять. Мир, где мо­ло­ко от­де­ля­ет­ся от ко­фе в чаш­ке и взле­та­ет в воз­дух, что­бы по­пасть об­рат­но в со­суд; мир, где пу­чок све­та, вме­сто то­го, что­бы ис­хо­дить из ка­ко­го-ли­бо ис­точ­ни­ка, ис­хо­дит из стен и со­би­ра­ет­ся в од­ном ме­с­те; мир, где ка­п­ли во­ды со­об­ща взле­та­ют над по­верх­но­стью во­до­ема, ку­да был бро­шен ка­мень, ко­то­рый в свою оче­редь про­де­лы­ва­ет путь по кри­вой, что­бы ока­зать­ся в ла­до­ни че­ло­ве­ка. В ми­ре, где вре­мя те­чет об­рат­но, про­цес­сы вос­при­ятия в моз­ге и па­мять так же бу­дут на­пра­в­ле­ны в об­рат­ную сто­ро­ну. И для бу­ду­ще­го, и для про­шлого все бу­дет оди­на­ко­во, а мир бу­дет точ­но та­ким, ка­ким мы его ви­дим.»184

Так как наш мозг при­вык к оп­ре­де­лен­ной по­с­ле­до­ва­тель­но­сти, то на дан­ный мо­мент, как это и упо­ми­на­лось ра­нее, мир не функ­ци­о­ни­ру­ет, и мы по­ла­га­ем, что вре­мя по­сто­ян­но идет впе­ред. Хо­тя все это – лишь ре­ше­ние, при­ня­тое моз­гом, и, как след­ст­вие, со­вер­шен­но от­но­си­тель­но. В дей­ст­ви­тель­но­сти же нам ни­ко­гда не уз­нать то­го, как имен­но про­те­ка­ет вре­мя, и те­чет ли оно во­об­ще. Это го­во­рит о том, что вре­мя – не аб­со­лют­ная дей­ст­ви­тель­ность, а лишь од­на из форм вос­при­ятия. Те­о­рия от­но­си­тель­но­сти, вы­дви­ну­тая из­вест­ным фи­зи­ком XX ве­ка Аль­бер­том Эйн­штей­ном, под­твер­ди­ла, что вре­мя яв­ля­ет­ся вос­при­яти­ем. Тот что пи­шет по это­му по­во­ду Лин­кольн Бар­нетт в сво­ей кни­ге «Все­лен­ная и Эйн­штейн»:

«Вме­сте с по­ня­ти­ем аб­со­лют­ного про­стран­ст­ва, Эйн­штейн ос­та­вил в сто­ро­не и по­ня­тие без­мер­ного вре­ме­ни, неуклонно и неизменно про­те­ка­ю­ще­го от бес­ко­неч­ного про­шлого к бес­ко­неч­но­му бу­ду­ще­му. Не­по­ни­ма­ние тео­рии от­но­си­тель­но­сти, как пра­ви­ло, ис­хо­дит из не­же­ла­ния лю­дей со­г­ла­шать­ся с тем, что чув­ст­во вре­ме­ни яв­ля­ет­ся та­кой же фор­мой вос­при­ятия, как и чув­ст­во цве­та... Рав­но как про­стран­ст­во яв­ля­ет­ся ве­ро­ят­ной по­с­ле­до­ва­тель­но­стью ма­те­ри­аль­ных объ­е­к­тов, так и вре­мя пред­ста­в­ля­ет со­бой ве­ро­ят­ную по­с­ле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Субъ­е­к­тив­ность вре­ме­ни луч­ше все­го рас­кры­ва­ют сло­ва Эйн­штей­на: «Жизнь ин­ди­ви­ду­у­ма ка­жет­ся нам упо­ря­до­чен­ной в цепочке со­бы­тий. Вспо­ми­на­е­мые со­бы­тия это­й цепочки как бы упо­ря­до­че­ны от­но­си­тель­но из­ме­ре­ний «до» и «по­с­ле». По­э­то­му для ин­ди­ви­да су­ще­ст­ву­ет «вре­мя-я», или же субъ­е­к­тив­ное вре­мя. Это вре­мя не из­ме­ря­ет­ся вну­т­ри са­мого се­бя. Я мо­гу по­стро­ить ме­ж­ду со­бы­ти­я­ми и чис­ла­ми та­кую вза­и­мо­связь, где боль­шее чис­ло бу­дет свя­за­но не с пре­ды­ду­щим со­бы­ти­ем, а с по­с­ле­ду­ю­щим.»185

По сло­вам Бар­нет­та, Эйн­штейн по­ка­зал, что про­стран­ст­во и вре­мя – од­на из форм чувств, так же не­от­рыв­ная от со­з­на­ния, как и по­нятие цве­та, фор­мы и ве­ли­чи­ны. По тео­рии от­но­си­тель­но­сти, «вре­мя не су­ще­ст­ву­ет не­за­ви­си­мо от цепочки со­бы­тий, с по­мо­щью ко­то­рой мы его из­ме­ря­ем.»186

И су­дя по то­му, что вре­мя – все­го-лишь вос­при­ятие, то оно в це­лом за­ви­сит от вос­при­ни­ма­ю­ще­го, то есть оно яв­ля­ет­ся от­но­си­тель­ным по­ня­ти­ем.

Ско­рость про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит от ин­фор­ма­ции, по­лу­ча­е­мой на­ми от средств его из­ме­ре­ния. Так как в ор­га­низ­ме от­сут­ст­ву­ют ес­те­ст­вен­ные ча­сы, с аб­со­лют­ной точ­но­стью из­ме­ря­ю­щие вре­мя. Как это от­ме­тил Л.Бар­нетт, «ес­ли при от­сут­ст­вии гла­за про­па­да­ет та­кое по­ня­тие, как цвет, то и вре­мя, будь оно мгно­ве­ни­ем, ча­сом или днем, те­ря­ет свое зна­че­ние при от­сут­ст­вии об­сто­я­тель­ст­ва или сред­ст­ва, оп­ре­де­ля­ю­ще­го его.»187

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни совершенно от­чет­ли­во мож­но пе­ре­жить во сне. По­рой нам ка­жет­ся, что сон длит­ся ча­са­ми, хотя на са­мом де­ле все про­ис­хо­дит в счи­тан­ные ми­ну­ты, и да­же се­кун­ды.

Что­бы лучше рас­крыть эту те­му, за­ду­ма­ем­ся над сле­ду­ю­щим при­ме­ром. Пред­ста­вим, что мы про­ве­ли не­ко­то­рое вре­мя в спе­ци­аль­но приготовленной ком­на­те с од­ним ок­ном. Пусть в этой ком­на­те так­же будут ча­сы для оп­ре­де­ле­ния про­ве­ден­ного там вре­ме­ни. На­ряду с этим, че­рез оп­ре­де­лен­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни мы бу­дем на­блю­дать вос­ход и за­кат солн­ца. Ес­ли, спу­с­тя не­сколь­ко дней, у нас спро­сят о том, сколь­ко вре­ме­ни мы про­бы­ли в ком­на­те, то наш от­вет бу­дет за­ви­сеть от ча­сов, на ко­то­рые мы обязатель­но поглядывали бы вре­мя от вре­ме­ни, и от то­го, сколь­ко раз вос­хо­ди­ло и за­хо­ди­ло солн­це. К при­ме­ру, по на­шим под­сче­там, мы провели в ком­на­те три дня. Но ес­ли че­ло­век, по­ме­с­тив­ший нас ту­да, ска­жет, что на са­мом де­ле мы про­бы­ли в ком­на­те два дня, и что солн­це бы­ло под­дель­ным, а ча­сы бы­ли на­стро­е­ны на бо­лее бы­ст­рый ход, то на­ши под­сче­ты по­те­ря­ют свой смысл.

Этот при­мер по­ка­зы­ва­ет, что на­ша ин­фор­ма­ция о ско­ро­сти про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит лишь от средств его оп­ре­де­ле­ния, ме­ня­ю­щих­ся для вос­при­ни­ма­ю­ще­го.

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни – это кон­крет­ный факт, вы­дви­ну­тый так­же и на­уч­ным ме­то­дом. Со­глас­но тео­рии от­но­си­тель­но­сти, ско­рость вре­ме­ни за­ви­сит от ско­ро­сти объ­е­кта и рас­сто­я­ния от этого объ­е­кта до цен­т­ра тя­го­те­ния. Чем вы­ше ско­рость, тем ко­ро­че ста­но­вит­ся и вре­мя; оно уп­лот­ня­ет­ся, за­мед­ля­ет­ся и как бы при­бли­жа­ет­ся к «мер­т­вой» точ­ке.

Объ­яс­ним это на при­ме­ре, приведенном Эйн­штей­ном. Один из близ­не­цов от­пра­в­ля­ет­ся в ко­с­ми­че­ское пу­те­ше­ст­вие со ско­ро­стью, близ­кой к ско­ро­сти све­та, а дру­гой ос­та­ет­ся на Зе­м­ле. По воз­вра­ще­нии из ко­с­мо­са, пер­вый уви­дит, что его брат-близ­нец вы­гля­дит на­много стар­ше. При­чи­на этого за­клю­ча­ет­ся в том, что для то­го, кто был в ко­с­мо­се, вре­мя про­те­ка­ло мед­лен­нее. При­ве­дем та­кой же при­мер с от­цом и сы­ном: «Ес­ли от­цу 27, а сы­ну 3 го­да, то по­с­ле 30 зем­ных лет отец вер­нет­ся с космоса 30-лет­ним, то­г­да как сы­ну бу­дет 33 го­да.»188

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни за­ви­сит не от за­мед­ле­ния или ус­ко­ре­ния ча­сов, а яв­ляет­ся ре­зуль­та­том функ­ци­о­ни­ро­ва­ния с раз­лич­ной ско­ро­стью всей ма­те­ри­аль­ной си­с­те­мы на всех ее уров­нях, вплоть до мель­чай­ших ча­с­тиц, на­хо­дя­щих­ся на уров­не ато­мов. В та­кой сре­де, где со­кра­ща­ет­ся вре­мя, за­мед­ля­ют­ся и та­кие про­цес­сы, как серд­це­би­е­ние, де­ле­ние кле­ток, моз­го­вая де­я­тель­ность. Че­ло­век про­дол­жа­ет жить сво­ей по­все­днев­ной жиз­нью, не за­ме­чая за­мед­ле­ния вре­ме­ни.

Понятие от­но­си­тель­ности в Ко­ра­не

От­кры­тия со­в­ре­мен­ной на­у­ки по­з­во­ля­ют нам сде­лать вы­вод о том, что вре­мя яв­ля­ет­ся не аб­со­лют­ной дей­ст­ви­тель­но­стью, как это ут­вер­жда­ют ма­те­ри­а­ли­сты, а лишь от­но­си­тель­ным вос­при­яти­ем. Ин­те­ре­сен тот факт, что об этой ис­ти­не, об­на­ру­жен­ной на­у­кой в XX ве­ке, бы­ло со­об­ще­но в Ко­ра­не еще че­тыр­на­д­цать сто­ле­тий то­му на­зад.

Во мно­гих ая­тах Ко­ра­на мож­но столк­нуть­ся с ис­ти­ной, лишь не­дав­но под­твер­жден­ной со­в­ре­мен­ной на­у­кой, которая го­во­рит о том, что вре­мя – это пси­хо­ло­ги­че­ское вос­при­ятие, ме­ня­ю­ще­е­ся в за­ви­си­мо­сти от со­бы­тий, ме­ста и ус­ло­вий. К при­ме­ру, жизнь че­ло­ве­ка очень ко­рот­ка, о чем и со­об­ща­ет­ся в Ко­ра­не:

«В тот день, ко­гда Он при­зо­вет вас, и от­ве­ти­те вы хва­лой Ему

и по­ду­ма­е­те, что про­бы­ли вы толь­ко очень ма­ло.»

(Су­ра 17, «Пе­ре­нес но­чью»; 52)

«В тот день, ко­гда Он их со­бе­рет, как буд­то бы они не про­бы­ли и од­но­го ча­са дня, они уз­на­ют друг дру­га…» (Су­ра 10, «Йу­нус»; 45)

В не­ко­то­рых ая­тах от­ме­ча­ет­ся, что вос­при­ятие вре­ме­ни у лю­дей раз­ное, и они мо­гут ­при­ни­мать очень ко­рот­кое вре­мя за дли­тель­ное. Наглядным при­ме­ром тому служит разговор, который состоится во время допроса людей в последующем мире:

«Он ска­зал: «Сколь­ко вы про­бы­ли в зе­м­ле по чис­лу лет?» Они ска­за­ли: «Про­бы­ли мы день или часть дня, но спро­си счи­та­ю­щих».

Он ска­зал: «Про­бы­ли вы толь­ко не­мно­го, ес­ли бы вы зна­ли.»

(Су­ра 23, «Ве­ру­ю­щие»; 112-114)

В дру­гих же ая­тах Ко­ра­на го­во­рит­ся о том, что ско­рость про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит от сре­ды:

«...И, по­ис­ти­не, день у тво­е­го Гос­по­да, как ты­ся­ча лет из тех, что вы счи­та­е­те!» (Су­ра 22, «Хадж»; 47)

«Во­с­хо­дят ан­ге­лы и дух к Не­му в день, ве­ли­чи­на ко­то­ро­го пять­де­сят ты­сяч лет.» (Су­ра 70, «Сту­пе­ни»; 4)

«Он рас­пре­де­ля­ет Свое по­ве­ле­ние с не­ба на зе­м­лю, по­том оно вос­хо­дит к Не­му в не­кий день, про­тя­же­ние ко­то­ро­го – ты­ся­ча лет, как вы счи­та­е­те.» (Су­ра 32, «По­клон»; 5)

Эти ая­ты до­с­та­точ­но яс­но из­ла­га­ют от­но­си­тель­ность вре­ме­ни. Это заключение, к ко­то­рому на­у­ка пришла толь­ко в ХХ ве­ке, было приведено в Ко­ра­не еще 1400 лет на­зад, и это, не­со­м­нен­но, яв­ляет­ся до­ка­за­тель­ст­вом то­го, что Ко­ран был ни­спос­лан на Зе­м­лю Все­объ­е­м­лю­щим Ал­ла­хом. Слог, ис­поль­зу­е­мый в дру­гих ая­тах Ко­ра­на, от­кры­то под­чер­ки­ва­ет, что вре­мя – лишь вос­при­ятие. В осо­бен­но­сти, это мож­но встре­тить в по­ве­ст­во­ва­ни­ях. К при­ме­ру, в Ко­ра­не рассказывается об «обитателях пе­ще­ры», которых Ал­лах усы­пил на срок свы­ше трех­сот лет. Прос­нув­шись, эти лю­ди посчи­та­ли, что про­шло очень ма­ло вре­ме­ни, и не мог­ли оп­ре­де­лить, сколь­ко вре­ме­ни они пробыли во сне.

«И Мы за­кры­ли их уши в пе­ще­ре на мно­гие го­ды. По­том Мы вос­кре­си­ли их, что­бы уз­нать, ка­кая из пар­тий луч­ше со­чтет пре­дел то­го, что они про­бы­ли.» (Су­ра 18, «Пе­ще­ра»; 11-12)

«И так Мы вос­кре­си­ли их, что­бы они рас­спро­си­ли друг дру­га. Один из них ска­зал: «Сколь­ко вы про­бы­ли?» Они ска­за­ли: «Про­бы­ли мы день или часть дня». Они ска­за­ли: «Гос­подь ваш луч­ше зна­ет, сколь­ко вы про­бы­ли...» (Су­ра 18, «Пе­ще­ра»; 19)

Нижеприведенный аят Ко­ра­на яв­ляет­ся важ­ным до­ка­за­тель­ст­вом то­го, что вре­мя на са­мом де­ле – лишь пси­хо­ло­ги­че­ское вос­при­ятие.

«Или как тот, кто про­хо­дил ми­мо се­ле­ния, а оно бы­ло раз­ру­ше­но до ос­но­ва­ний. Он ска­зал: «Как ожи­вит это Ал­лах, по­с­ле то­го как оно умер­ло?» И умер­т­вил его Ал­лах на сто лет, по­том вос­кре­сил. Он ска­зал: «Сколь­ко ты про­был?» Тот ска­зал: «Про­был я день или часть дня». Он ска­зал: «Нет, ты про­был сто лет! И по­смо­т­ри на твою пи­щу и пи­тье, оно не ис­пор­ти­лось. И по­смо­т­ри на сво­его ос­ла – для то­го, что­бы Нам сде­лать те­бя зна­ме­ни­ем для лю­дей, – по­смо­т­ри на ко­с­ти, как Мы их под­ни­ма­ем, а по­том оде­ва­ем мя­сом». И ко­гда ста­ло ему яс­но, он ска­зал: «Я знаю, что Ал­лах мо­щен над вся­кой ве­щью!» (Су­ра 2, «Ко­ро­ва»; 259)

Как вид­но, этот аят Ко­ра­на яс­но под­чер­ки­ва­ет, что Ал­лах, со­тво­рив­ший вре­мя, аб­со­лют­но не­за­ви­сим от не­го. Че­ло­век же за­ви­сит от вре­ме­ни, пре­до­пре­де­лен­ного для него Ал­ла­хом. Как это яс­но из Ко­ра­на, че­ло­век не спо­со­бен да­же оп­ре­де­лить, сколь­ко вре­ме­ни он спал. В та­ком слу­чае, бу­дет со­вер­шен­но не­ра­зум­но ут­вер­ждать об аб­со­лют­но­сти вре­ме­ни, что свойс­твен­но ма­те­ри­а­ли­стам.

Судь­ба

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни по­з­во­ля­ет нам по­нять очень важ­ную ис­ти­ну: эта от­но­си­тель­ность так из­мен­чи­ва, что про­ме­жу­ток времени в мил­ли­ар­ды лет в нашем понимании ра­вен се­кун­де в дру­гом из­ме­ре­нии, и да­же впол­не воз­мож­но, что вся жизнь все­лен­ной, от на­ча­ла до кон­ца, мо­жет быть лишь «мгно­ве­ни­ем» в ином из­ме­ре­нии.

Вот здесь и кро­ет­ся сущ­ность ис­ти­ны судь­бы, ко­то­рую мно­гие лю­ди не­до­по­ни­ма­ют, а ма­те­ри­а­ли­сты, не по­ни­мая во­об­ще, и вовсе от­ри­ца­ют. Судь­ба озна­чает, что Ал­лах ос­ве­до­м­лен обо всех со­бы­ти­ях про­шло­го, на­сто­я­щего и бу­ду­ще­го. Ос­нов­ная же часть лю­дей уди­в­ля­ет­ся то­му, как Ал­лах мо­жет быть в кур­се не ­свер­шившихся со­бы­тий, вслед­ст­вие чего не осоз­на­ют до кон­ца ис­ти­ну судь­бы. Ме­ж­ду тем, «не ­свер­шившиеся со­бы­тия» яв­ляют­ся та­ко­вы­ми толь­ко для нас. Ал­лах же не за­ви­сит от ме­с­та и вре­ме­ни, по­то­му что Он сам со­з­дал их. По­э­то­му про­шлое, бу­ду­щее и на­сто­я­щее, бу­ду­чи свер­шен­ными, яв­ляют­ся для Ал­ла­ха од­ним и тем же.

Лин­кольн Бар­нетт в сво­ей кни­ге «Все­лен­ная и Эйн­штейн» го­во­рит о том, как тео­рия от­но­си­тель­но­сти рас­кры­ва­ет эту ис­ти­ну. По мне­нию Бар­нет­та, жи­вые су­ще­ст­ва и все ок­ру­жа­ю­щее их в це­лом мо­жет быть по­стиг­ну­то лишь «все­выш­ним ко­с­ми­че­ским ра­зу­мом».189Сила, ко­то­рую Бар­нетт на­зы­ва­ет «ко­с­ми­че­ским ра­зу­мом» и есть без­граничное зна­ние и вы­с­ший ра­зум Ал­ла­ха – Вла­сте­ли­на всей все­лен­ной. Ал­лах ви­дит вре­мя, с ко­то­рым мы вза­и­мо­свя­за­ны, от на­ча­ла до кон­ца как од­но мгно­ве­ние. Точ­но так же, как мы мо­жем ви­деть на­ча­ло, се­ре­ди­ну, ко­нец ли­ней­ки и де­ле­ния ме­ж­ду ни­ми в од­но и то же вре­мя. Лю­ди же пе­ре­жи­ва­ют эти со­бы­тия в свое вре­мя и ста­но­вят­ся сви­де­те­ля­ми сво­ей судь­бы, пред­на­чер­тан­ной для них Всевышним.

Нуж­но так­же от­ме­тить и то, что в об­ще­ст­ве бы­ту­ет ис­ка­жен­ное пред­ста­в­ле­ние о судь­бе, согласно которому Всевышний пре­до­пре­де­лил судь­бу людей, однако люди отчасти в силах из­ме­нить ее.

К при­ме­ру, если че­ло­ве­к пе­ре­не­с­ кли­ни­че­скую смерть и вновь вернулся к жизни, то говорят, что он «по­бо­рол свою судь­бу». Од­на­ко ни­кто не мо­жет из­ме­нить своей судь­бы. Че­ло­век, пе­ре­жив­ший кли­ни­че­скую смерть, не умер толь­ко по­то­му, что это бы­ло ему пред­пи­са­но. Го­во­ря «я по­бо­рол свою судь­бу», люди об­ма­ны­ва­ют са­мих се­бя, что также яв­ляет­ся их судь­бой. По­то­му что судь­ба – на­у­ка Ал­ла­ха и для Него – Вла­сте­ли­на вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, зна­ю­щего бу­ду­щее, про­шлое и на­сто­я­щее, все яв­ля­ет­ся свер­шен­ным в пре­до­пре­де­лен­ной Им судь­бе.

Вре­мя для Ал­ла­ха ед­ино, и это мож­но по­нять из слога повествований Ко­ра­на; со­бы­тия, ко­то­рые, на наш взгляд, долж­ны про­изой­ти в бу­ду­щем, при­во­дят­ся в Ко­ра­не как свер­шив­ши­е­ся в да­ле­ком про­шлом. К при­ме­ру, ая­ты Ко­ра­на, со­об­ща­ющие о пред­сто­я­щем от­ве­те лю­дей пред Ал­ла­хом за со­де­ян­ное, по­ве­ст­ву­ют об этих со­бы­ти­ях, как о дав­но про­изо­шед­ших:

«И про­тру­бят в тру­бу и по­ра­же­ны бу­дут, как мол­ни­ей, те, кто в не­бе­сах, и те, кто на зе­м­ле, кро­ме тех, ко­го по­же­ла­ет Ал­лах. По­том про­тру­бят вто­рич­но, и вот – они стоя смо­т­рят. И за­сия­ет зе­м­ля све­том Гос­по­да ее, и по­ло­же­на бу­дет кни­га, и при­ве­дут про­ро­ков и ис­по­вед­ни­ков, и ре­ше­но бу­дет ме­ж­ду ни­ми по ис­ти­не, и не бу­дут они оби­же­ны.» (Су­ра 39, «Тол­пы»; 68-69)

«И по­го­нят тех, ко­то­рые не ве­ро­ва­ли, в ге­ен­ну тол­па­ми...»

(Су­ра 39, «Тол­пы»; 71)

«И по­го­нят тех, ко­то­рые бо­я­лись сво­его Гос­по­да, в рай тол­па­ми...»

(Су­ра 39, «Тол­пы»; 73)

«И при­шла вся­кая ду­ша, а с нею по­гон­щик и сви­де­тель.»

(Су­ра 50, «Каф»; 21)

«И не­бо рас­ко­лет­ся, и бу­дет оно в тот день сла­бым.»

(Су­ра 69, «Не­из­беж­ное»; 16)

«И воз­на­гра­дил их за то, что они вы­тер­пе­ли, са­дом и шел­ком. Ле­жа там на се­да­ли­щах, не уви­дят они там солн­ца и мо­ро­за.»

(Су­ра 76, «Че­ло­век»; 12-13)

«И по­ка­за­на бу­дет ге­ен­на тем, кто уви­дит.»

(Су­ра 79, «Вы­ры­ва­ю­щие»; 36)

«И уви­де­ли греш­ни­ки огонь и по­ду­ма­ли, что они ту­да по­па­дут. И не на­шли от это­го из­ба­в­ле­ния.»

(Су­ра 18, «Пе­ще­ра»; 53)

Как ви­дно, со­бы­тия, ко­то­рые мы бу­дем пе­ре­жи­вать по­с­ле смер­ти, при­во­дят­ся в Ко­ра­не как свер­шен­ные. По­то­му что Ал­лах не зависит от из­ме­ре­ния от­но­си­тель­ного вре­ме­ни, от ко­то­рого зависим мы. Ал­лах со­тво­рил все со­бы­тия не­за­ви­си­мо от вре­ме­ни, а лю­ди осуществили их, и все со­бы­тия уже пе­ре­жи­ты и за­вер­ше­ны.

Ни одно со­бы­тие, будь оно не­зна­чи­тель­ным или важ­ным, не сбывается без ве­до­ма Ал­ла­ха и за­пи­сы­ва­ет­ся в кни­гу. Об этой ис­ти­не свидетельствует нижепри­ве­ден­ный аят из Ко­ра­на:

«В ка­ком бы ты ни был со­сто­я­нии и что бы ты ни чи­тал из Ко­ра­на, и ка­кое де­ло вы ни бу­де­те де­лать, Мы бу­дем сви­де­те­ля­ми при вас, ко­гда вы по­гру­жа­е­тесь в это. Не ук­ро­ет­ся от Гос­по­да тво­е­го вес пы­лин­ки ни на зе­м­ле, ни в не­бе, и ни то, что мень­ше это­го, и ни то, что боль­ше, ина­че как [ это – ] в кни­ге яс­ной.» (Су­ра 10, «Йу­нус»; 61)

Бес­по­кой­ст­во ма­те­ри­а­ли­стов

Все, что бы­ло рас­ска­за­но в этой гла­ве, где мы рас­смо­т­ре­ли сущ­ность ма­те­рии и по­ня­тия от­но­си­тель­но­сти вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но оче­вид­ной ис­ти­ной. Как мы уже и го­во­ри­ли об этом ра­нее, это – не ка­кая-то фи­ло­со­фия или же пу­с­тое умо­за­к­лю­че­ние. Это – не­оп­ро­вер­жи­мые на­уч­ные дан­ные. По­ми­мо то­го, что это яв­ля­ет­ся ис­ти­ной чи­с­то тех­ни­че­ски, су­ще­ст­ву­ют еще и ло­ги­че­ские до­ка­за­тель­ст­ва, не про­ти­во­ре­ча­щие ра­зу­му и не при­зна­ю­щие дру­гой аль­тер­на­ти­вы в ре­ше­нии этого во­п­ро­са. Все­лен­ная, со­ста­в­ля­ю­щие ее ве­ще­ст­ва, лю­ди и вре­мя – все это це­ло­ст­ность ощу­ще­ний.

Ма­те­ри­а­ли­сты ис­пы­ты­ва­ют тру­д­но­сти в по­ни­ма­нии это­го. Ес­ли вновь вер­нуть­ся к при­ме­ру ма­те­ри­а­ли­ста По­ли­це­ра с ав­то­бу­сом, то По­ли­цер, зная, что вый­ти за пре­де­лы ощу­ще­ний не­воз­мож­но с тех­ни­че­ской точ­ки зре­ния, со­г­ла­ша­ет­ся с этим лишь в ря­де слу­ча­ев. То есть, по мне­нию По­ли­це­ра, до столк­но­ве­ния ав­то­бу­са со­бы­тия про­ис­хо­дят в моз­ге, а в мо­мент столк­но­ве­ния вы­хо­дят за его пре­де­лы, пре­об­ра­зу­ясь в ма­те­рию. От­сут­ст­вие здесь ло­ги­ки оче­вид­но. По­ли­цер за­блу­ж­да­ет­ся так же, как и ма­те­ри­а­лист Джон­сон, ко­то­рый го­во­рил: «Ес­ли я бью но­гой о ка­мень и чув­ст­вую боль, то это зна­чит, что ка­мень су­ще­ст­ву­ет.» Он не по­ни­ма­ет то­го, что удар, ощу­ща­е­мый при столк­но­ве­нии ав­то­бу­са, в дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ля­ет­ся вос­при­яти­ем.

Ос­нов­ная при­чи­на не­по­ни­ма­ния этого ма­те­ри­а­ли­ста­ми – под­соз­на­тель­ный страх пе­ред ис­ти­ной, с ко­то­рой они столк­нут­ся ли­цом к ли­цу, по­стиг­нув ее. Как это от­ме­ча­ет Лин­кольн Бар­нетт, да­же про­сто «про­чув­ст­во­вав» эту те­му, ма­те­ри­а­ли­стов одо­ле­ва­ет страх и бес­по­кой­ст­во:

«То­г­да как фи­ло­со­фы пре­вра­ти­ли ве­ще­ст­вен­ный мир в тень ощу­ще­ний, уче­ные со стра­хом и бес­по­кой­ст­вом по­чув­ст­во­ва­ли пре­де­лы че­ло­ве­че­ских ощу­ще­ний.»190

Ко­г­да го­во­рит­ся о том, что ма­те­рия и вре­мя – лишь вос­при­ятие, ма­те­ри­а­ли­ста­ми ов­ла­де­ва­ет боль­шой страх. По­то­му что для них ма­те­рия и вре­мя – един­ст­вен­ные аб­со­лют­ные по­ня­тия.

Эти по­ня­тия ка­ж­дое в от­дель­но­сти яв­ля­ют­ся для них свое­об­раз­ны­ми идо­ла­ми, по­то­му что они ве­рят в то, что со­з­да­ны ма­те­ри­ей и вре­ме­нем пу­тем эво­лю­ции. По­чув­ст­во­вав же, что все­лен­ная, в ко­то­рой яко­бы они жи­вут, весь этот мир, их те­ла, фи­ло­со­фы-ма­те­ри­а­ли­сты, мне­нию ко­то­рых они под­вер­же­ны, ос­таль­ные лю­ди, то есть все яв­ля­ет­ся вос­при­яти­ем, их ох­ва­ты­ва­ет ужас. Все, во что они ве­ри­ли, че­му до­ве­ря­ли и от че­го ожи­да­ли по­мо­щи, от­да­ля­ет­ся от них и ис­че­за­ет в од­но мгно­ве­ние. И чув­ст­ву­ют бе­зыс­ход­ность, ко­то­рую в пол­ной ме­ре они ис­пы­та­ют в тот день, ко­гда все лю­ди бу­дут со­б­ра­ны для от­чета пе­ред Ал­ла­хом. Эта бе­зыс­ход­ность опи­са­на в сле­ду­ю­щем ая­те Ко­ра­на:

«И пред­ло­жат они Ал­ла­ху то­г­да по­кор­ность, и скро­ет­ся от них то, что они лжи­во из­мыш­ля­ли.» (Су­ра 16, «Пче­лы»; 87)

На­чи­ная с этого мо­мен­та, ма­те­ри­а­лист бу­дет пы­тать­ся за­ста­вить се­бя по­ве­рить в су­ще­ст­во­ва­ние ма­те­рии, вы­мыш­ляя для этого «до­ка­за­тель­ст­ва», бу­дет бить ку­ла­ка­ми о сте­ну, пи­нать кам­ни, кри­чать, но ни­ко­гда не уй­дет от дей­ст­ви­тель­но­сти.

Ма­те­ри­а­ли­сты хо­тят вы­бить эту ис­ти­ну не толь­ко из сво­ей го­ло­вы, но и уда­лить от нее дру­гих лю­дей. По­то­му что в слу­чае, ес­ли лю­ди по­стиг­нут ис­ти­ну сущ­но­сти ма­те­рии, то вы­плы­вет на­ру­жу при­ми­тив­ность их фи­ло­со­фии и не­ве­же­ст­вен­ность их точ­ки зре­ния. То­г­да у них не ос­та­нет­ся ни­ка­кого фун­да­мента для до­ка­за­тель­ст­ва сво­их взгля­дов. При­чи­на то­го, что рас­ка­зы­ва­е­мая здесь ис­ти­на ли­ша­ет их по­коя, скры­ва­ет­ся имен­но в этом их стра­хе.

Ал­лах опо­ве­с­тил нас о том, что в по­с­ле­ду­ю­щем ми­ре этот страх не­ве­ру­ю­щих уве­ли­чит­ся. В Суд­ный день Ал­лах об­ра­тит­ся к ним так:

«В тот день Мы со­бе­рем их всех, по­том ска­жем тем, ко­то­рые при­да­ва­ли Ему со­то­ва­ри­щей: «Где ва­ши со­то­ва­ри­щи, ко­то­рых вы изо­бре­та­ли?» (Су­ра 6, «Скот»; 22)

Пос­ле это­го, не­ве­ру­ю­щие бу­дут сви­де­те­ля­ми то­го, что их иму­ще­ст­во, де­ти, их ок­ру­же­ние, ко­то­рым они при­да­ва­ли боль­шее зна­че­ние, не­же­ли Ал­ла­ху, счи­тая, что это все на са­мом де­ле су­ще­ст­ву­ет, от­да­лит­ся от них и ис­чез­нет. Эта ис­ти­на рас­кры­ва­ет­ся Ал­ла­хом в сле­ду­ю­щим ая­те Ко­ра­на:

«По­с­мо­т­ри, как они лгут на са­мих се­бя, и скры­лось от них то, что они из­мыш­ля­ли!» (Су­ра 6, «Скот»; 24)

На­гра­да ве­ру­ю­щих

Ес­ли ис­ти­на то­го, что ма­те­рия и вре­мя яв­ля­ют­ся ощу­ще­ни­ем, пу­га­ет ма­те­ри­а­ли­стов, то с ве­ру­ю­щи­ми про­ис­хо­дит об­рат­ное. Лю­ди, ве­ру­ю­щие в Ал­ла­ха, по­стиг­нув ис­ти­ну ма­те­рии, чув­ст­ву­ют не­срав­нен­ную ра­дость. По­то­му что эта ис­ти­на яв­ля­ет­ся клю­чом ко всем во­п­ро­сам. Ко­г­да этот за­мок от­кры­ва­ет­ся, рас­кры­ва­ют­ся и все тай­ны. Че­ло­век, обыч­но за­труд­няв­ший­ся по­нять мно­гие те­мы, что впол­не ес­те­ст­вен­но, бла­го­да­ря это­му клю­чу на­чи­на­ет без тру­да по­ни­мать их.

Та­кие те­мы, как смерть, рай, ад, пе­ре­ход в дру­гое из­ме­ре­ние, ста­но­вят­ся яс­ны­ми, а на во­п­ро­сы «Где Ал­лах?», «Что бы­ло до Ал­ла­ха?», «Кто со­тво­рил Ал­ла­ха?», «Сколь­ко длит­ся вре­мя до Суд­ного дня?», «Где рай и ад?», «Су­ще­ст­ву­ет ли сей­час рай и ад?» и на по­доб­ного ро­да во­п­ро­сы с лег­ко­стью на­хо­дит­ся от­вет. И ста­но­вит­ся яс­ным, как Ал­лах мо­жет со­тво­рить всю все­лен­ную как еди­ное це­лое из ни­че­го. При­чем, бла­го­да­ря этой тай­не, во­п­ро­сы «где» и «ко­гда» ста­но­вят­ся бес­смыс­лен­ны­ми. По­то­му что не ос­та­ет­ся та­ких по­ня­тий, как вре­мя и про­стран­ст­во. По­с­тиг­нув от­сут­ст­вие про­стран­ст­ва, че­ло­век по­ни­ма­ет, что рай, ад и этот мир – в од­ном, из­вест­ном лишь Ал­ла­ху ме­с­те. По­няв же от­сут­ст­вие вре­ме­ни, он за­ме­ча­ет, что все про­ис­хо­дит в од­но мгно­ве­ние. Нич­то не ожи­да­ет­ся, вре­мя не те­чет и все свер­ше­но, за­кон­че­но.

На­ря­ду с по­сти­же­ни­ем этой тай­ны, для ве­ру­ю­щего че­ло­ве­ка этот мир ста­но­вит­ся чем-то по­хо­жим на рай. Про­па­да­ет ма­те­ри­аль­ная обес­по­ко­ен­ность, вся­че­ские со­м­не­ния и из­лиш­ний страх. Че­ло­век по­ни­ма­ет, что у всей все­лен­ной – один Вла­сте­лин, что толь­ко по Его же­ла­нию мо­жет из­ме­нить­ся ма­те­ри­аль­ный мир и толь­ко к Не­му нуж­но об­ра­щать­ся. И уже он пе­ре­да­ет се­бя Ал­ла­ху «ос­во­бо­ж­ден­ным». (Су­ра 3, «Се­мей­ст­во ‘Им­ра­на»; 35)

По­с­ти­же­ние этой тай­ны – са­мая боль­шая на­гра­да в этом ми­ре. На­ря­ду с этой тай­ной, осоз­на­ет­ся еще од­на важ­ная ис­ти­на, опи­сан­ная в Ко­ра­не:

«...И Мы бли­же к не­му, чем шей­ная ар­те­рия.» (Су­ра 50, «Каф»; 16)

Как из­вест­но, сон­ная ар­те­рия на­хо­дит­ся вну­т­ри че­ло­ве­ка. Нет рас­сто­я­ния мень­шего к че­ло­ве­ку, чем са­мого его ну­т­ра. Это мож­но объ­яс­нить, ис­поль­зо­вав факт от­но­си­тель­но­сти про­стран­ст­ва. Как вид­но, бла­го­да­ря этой тай­не, ста­но­вит­ся бо­лее по­нят­ным и этот аят Ко­ра­на.

Это и есть са­ма прав­да. Нуж­но по­м­нить, что для че­ло­ве­ка не су­ще­ст­ву­ет дру­га и по­мощ­ни­ка, кро­ме Ал­ла­ха. Нич­то не су­ще­ст­ву­ет по­ми­мо Ал­ла­ха, и толь­ко Он по­мо­жет, за­щи­тит и на­гра­дит...

И ку­да бы ни упал наш взор, там лик Ал­лаха...

 

Литература