Виды понятий.

Содержание и объем понятия.

Понятие как форма мышления.

ПОНЯТИЕ.

 

 

Понятие является одной из форм абстрактного мышления. В понятии же отражаются лишь существенные признаки предметов.

Признаки –это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками.

Признаки бывают существеннымии несущественными.В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Языковыми формами выражения понятийявляются слова или словосочетания (группы слов). Существуют слова - омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие. Существуют слова – синонимы, имеющие одинаковое значение, т.е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

 

 

Содержанием понятияназывается совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.

Объемом понятияназывают класс обобщаемых в нем предметов. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные.

 

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

 

Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. Чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его (первого понятия) содержание, и наоборот. Этот закон указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов.

 

 

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичногопонятия составляет одноэлементный класс (например: «великий русский писатель Александр Николаевич Островский»; «столица России» и др.)

Объем общегопонятия включает число элементов, большее единицы (например, «автомобиль», «портфель», «государство» и др.).

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальномуклассу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называют универсальными). Например: натуральные числа – в арифметике; растения – в ботанике; конструктивные объекты – в конструктивной математике и др.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество.

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия.

Конкретныминазываются понятия, в которых отражены одноэлементные и многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные),

Абстрактныминазываются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна»).

Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами.

 

Относительные и безотносительные понятия.

Относительные – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» - «родители», «ученик» - «учитель»).

Безотносительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек»)

 

Положительные и отрицательные понятия.

Положительныепонятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения.

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не – А) являются противоречащими понятиями.

 

Собирательные и несобирательные понятия.

Собирательныминазываются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»)

Содержание несобирательногопонятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «игрушка»). При этом будут возникать истинные суждения.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле.