К налогам прямого воздействия относятся (найти неверный ответ)

А) земельный налог

Б) НДС

В) на прибыль предприятия

Г) на дивиденды

Д) на зарплату

 

8.Согласно петле Лаффера отчего зависит уровень налогов?

А)от доходов

Б) от отрасли экономики

В)от налоговой базы

Г) от профиля деятельности

Д) от места жительства

9.При ставке подоходного налога свыше 50 %:

1) резко увеличиваются поступления в бюджет;

2) резко сокращаются поступления в бюджет;

3) снижаются поступления в бюджет и резко сокращается деловая активность фирм и населения;

4)бюджет не реагирует на эти изменения.

 

Лекция 12. Государственный бюджет

12.1 Функции и структура госбюджета

12.2 Бюджетный дефицит и государственный долг

12.3. Бюджетная политика в России

12.4. Фискальная политика: цели, инструменты, типы

12.5. Дискреционная и автоматическая фискальная политика

12.1.Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года, полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете. Ведущую роль играет федеральный бюджет, но кроме этого существуют и региональные и местные бюджеты.

Превышение расходов над доходами формирует дефицит отрицательный баланс. Общий бюджет состоит на две трети из федерального и на одну треть из местных бюджетов. Основой бюджета являются налоги.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи (до 20%): специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить неравенство социальных групп. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

12.2.Государственный долг – общий размер задолжности правительства владельцам государственных ценных бумаг и иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Различают внутренний долг и внешний долг.

Государственный долг внешний и внутренний существенно отличаются друг от дуга. Внешний долг равноценен долгу как человек человеку. Внутренний же долг это в основном долг государства самим себе. Отдавая предпочтения не налогам, а например, займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему.

Создание долга – это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющем расходы. Политика правительства в обл. госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения.

Внутренний долг РФ представлен государственными ценными бумагами.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная сделка бюджетного дефицита усложняется следующими факторами:

1)не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к завышению размеров государственного дефицита и государственного долга

2)важная статья государственных расходов – обслуживание задолжности, то есть выплата процентов по ней и погашение долга амортизации.

Реальный дефицит гос бюджета = номинальный дефицит госбюджета + величина государственного долга на начало года * темп инфляции.

3)при оценке дефицита не учитывается состояние местных бюджетов. Те часто искажают статистическую информацию для снижения налогов

4)в России существует скрытый дефицит. Это может быть искажением занятости и выплаты ставок заработной платы выше рыночной, льготных кредитов, просроченных обязательств предприятий и пр. Скрытый бюджет занижает величину фактического дефицита. Абсолютные размеры бюджетного дефицита не надежны, поэтому пользуются относительными показателями

( показатели запаса, характеризующие бремя долга, показатели потока или внешнего долга)

При анализе часто пользуются сравнительной динамикой показателей:

 

ВНП долг (12)

Численность населения станы и численность населения страны

 

12.3. Государство – это особая публичная власть, в состав которой входят такие институты , как полиция, армия, принудительные инструменты, законы и т. Для содержания этих институтов нужны средства – государственные финансы. Величина этих финансов определяется ролью и функциями государства в обществе.

Функции российского государства.

А) оборонная – для защиты суверенитета нашего народа и национальных границ. Это и армия, и полиция, и разведывательные органы, и предприятия производящие вооружение и пр. Расходы на эти цели составляют в среднем 20-30%

Б) экономическая функция. Она проявляется:

-в управлении госсектором экономики, организации государственных фирм по производству товаров и услуг; государство не только строит собственные предприятия, но порой берет в свои руки целые отрасли

-осуществлении программирования и регулирования экономики, тем самым определяя стратегию развития государства; они не только их составляют, но и в значительной мере их финансируют.

В) социальная функция. Эта функция связана с социальным расслоением общества на бедных и богатых. Государство, при помощи экономических рычагов, переопределяет личные и национальные доходы в пользу наименее обеспеченных слоев. Важнейшими являются выплаты в виде дотации, пособия, помощь больным, немощным, престарелым, детям, жилищные пособия. Социальная помощь может быть оказана и в виде бесплатного питания, оказания медицинской помощи, единовременных денежных пособий. Именно поэтому рыночную экономику часто называют «социально ориентированной», т.е. создающей высокий уровень социальной защиты. Среди развитых стран самой социально ориентированной является Швеция. Госрасходы ежегодно составляют более 60% ВНП. В США на эти цели уходит не более 10% национального продукта.

Г) экологическая функция. Производство и потребление огромной массы товара приводит к большому загрязнению окружающей среды: воздуха, земли, воды. Люди в погоне за прибылью безжалостно эксплуатируют природу и жизнь на земле становиться опасной. Отсюда государство устанавливает ограничение на производство, загрязняющее природу, разрабатывает стандарты безопасности

( допустимые нормы вредных веществ), обязывает предприятия отчислять средства на охрану окружающей среды и само выделяет на эти цели средства.

Д) контрольная функция. Осуществляется государством при формировании различных денежных фондов. Это контроль за правильным начислением и взиманием налогов, разработка.

Государственный бюджет состоит из 2х частей доходной и расходной. Доходная показывает откуда поступления, расходная куда отчисляются средства Правительство стремится к тому, чтобы расходная и доходная часть уравновешивались. При неравенстве возникает бюджетный дефицит ( спад производства и недополучение налогов, завышение расходов, рост теневого бизнеса) Сам дефицит не является очень негативным явлением( даже самые развитые страны имеют от 10 до 30% дефицита) Если средства дефицита направляются в экономику, то дефицит вскоре перекроется. Для покрытия государственного бюджета правительство часто использует выпуск государственных облигаций ( взятие у населения взаймы под %)

Ряд статей в госбюджете носит общий характер и применим для всех стран. В расходной части к ним относится социальная поддержка и национальна безопасность, субсидии отдельным отраслям, регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной непременно присутствуют налоги населения и корпораций, акцизы, сборы.

Консолидированный ( общий) бюджет состоит на две трети из федерального и на одну треть из местного бюджета. Основная часть это налоги, незначительные поступления от госимущества и безвозмездных перечислений. В расходной части РФ первое место занимают расходы на социально-культурные мероприятия до 20% Широкое применение льгот федеральный бюджет теряет от 12-15 млрд. дол. Превышение доходов над расходами ( профицит) в РФ в 2001 г составил 3,1 %

12.4. Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.

Государственные расходы –то комплекс мер, направленных на привлечение использование средств на государственную закупку товаров и услуг.. Они необходимы для удовлетворения потребностей населения продовольственными товарами ( например, сельхозпродукцией) с одной стороны и с другой для распространения заказов на изготовление изделий для государственного сектора экономики.. Государство может производит внешнеэкономические закупки как продовольственного назначения так и производственного назначения для развития промышленности и сельского хозяйства. Государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину ВВП.Государственные расходы ежегодно составляют около 60% ВВП.

Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и поддержания на должном уровне занятости населения. В зависимости от целевого назначения фискальную политику делят на две части: дискреционную и встроенных стабилизаторов ( см в следующем вопросе)

Фискальная политика – меры по изменению госрасходов, налогообложению и состоянию госбюджета, направленного а обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста.

Стимулирующая фискальная политика (экспансия) имеет целью в краткосрочном периоде преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижения налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде эта мера может привести к расширению производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничением кредитно-денежной политики Центрального банка и оптимизации госрасходов.

Сдерживающая фискальная политика (рестрикция) имеет целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде эти меры могут снизить инфляцию путем роста безработицы и спада производства. В долгосрочном может вызвать стагфляцию, а то и разрушить экономику.

12.5 Дискреционная фискальная политика – проводимое по решению правительства изменение доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции. Дискреционная политика это целенаправленное воздействие государства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Основными инструментами дискреционной политики:

1) изменение объема государственных закупок товаров и услуг

2) изменение суммы подоходного налогообложения.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически, в результате встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить циклические колебания занятости и выпуска товара, не прибегая к специальным мерам правительства. В качестве таких стабилизаторов может быть прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов ( в том числе госстраховка по безработице) и система участия в прибылях. Автоматическая фискальная политика более мягкая, чем дискреционная. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета, вызывается автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением ( сокращением) государственных трансфертов на фоне спада ( подъема) деловой активности.

На сновании данных о циклических бюджетных дефицитах или излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, поскольку эта несбалансированный бюджет не может привести к полной занятости или любом уровне выпуска. Поэтому данная политика сочетается с дискреционной фискальной политикой правительства, нацеленной на обеспечение полной занятости ресурсов.