Естественные монополии

В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное

состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных

проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает

вследствие естественных причин: технологические особенности производства

таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно,

чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию

экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим

примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке).

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят. что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не

значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив,

оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

Практические задания

1.Конкуренция - это:

А) борьба производителей за получение наивысшей прибыли;

Б) борьба потребителей за право покупать товары по более низким ценам;

В) экономическая состязательность за достижение наилучших результатов на каком-либо поприще;

Г) движущая сила рынка;

Д) все ответы верны.

 

2.Конкуренция способствует: (неверный ответ)

А) производству необходимых обществу товаров, эффективному использованию ресурсов

Б)экологическая ситуация в стране улучшается именно в процессе конкурентной борьбы;

В) конкуренция создает условия для снижения издержек производства;

Г) конкуренция способствует появлению в обществе богатых и бедных;

Д) все ответы верны.

3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

А) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

Б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

В) имеется только один покупатель данной продукции;

Г) отсутствуют входные барьеры на рынок;

Д) информация продавцов и покупателей о рынке существенно не ограничена;

4.Распространение сведений, ложных или порочащих товары конкурента, это элемент:

А) свободной (совершенной) конкуренции;

Б) несовершенной конкуренции;

В) недобросовестной конкуренции;

Г) неценовой конкуренции;

Д) добросовестной конкуренции

 

5. Какие отрицательные характеристики имеет конкуренция: (найти неверный ответ)

А) конкуренция обостряет противоречия экономических интересов;

Б) чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе;

В) обусловливает рост непроизводительных издержек;

Г) стимулирует деятельность самостоятельных единиц;

Д) побуждает создание монополий.

6. Определить характер продукции при монополии:

А) стандартная;

Б) дифференцированная;

В) стандартная или дифференцированная;

Г) уникальная: нет близких заменителей;

Д) стандартно-уникальная.

7. Определить условия вступления на рынок в условиях монополистической конкуренции:

А) сравнительно легкие;

Б) очень легкие, препятствия отсутствуют;

В) наличие существенных препятствий;

Г) блокировано;

Д) нет ответа.

 

8. Определить доступность экономической информации в условиях совершенной конкуренции:

А) некоторые ограничения;

Б) полная доступность;

В) ограничения;

Г) недоступна;

Д) существенные ограничения.

9. Определить контроль над ценой при олигополии:

А) отсутствует;

Б) некоторый, но в довольно узких рамках;

В) значительный;

Г) ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре;

Д) незначительный.

 

10. Олигополия предполагает, что:

А) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

Б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;

В) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

Г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения;

Д) не могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.

11. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является:

А) стремление максимизировать прибыль;

Б) стремление увеличивать количество производимой продукции и повышать на нее цену;

В) стремление не повышать цену на товар;

Г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции;

Д) стремлении в сговоре монополистов между собой.

12. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам это:

А) научно-техническое соперничество;

Б) ценовая дискриминация;

В) неценовая дискриминация;

Г) промышленно-производственное соперничество;

Д) все ответы верны.

13. Монополия - это рыночная структура, где:

А) существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль;

Б) действует только один покупатель;

В) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;

Г) имеется множество фирм-производителей;

Д) отсутствует контроль над ценами продукции.

14. Как выглядит кривая спроса на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции:

А) как горизонтальная линия;

Б) как вертикальная линия;

В) линия наклона вправо;

Г) линия наклона вправо;

Д) как зигзагообразная линия.

 

Лекция 8. Издержки производства и прибыль
1.
Сущность издержек производства

2 Виды издержек

3. Доход и Прибыль

4. Анализ издержек производства