Направления переработки нефти

Воспламеняемость дизельных топлив

В отличие от карбюраторных двигателей, в дизельных двигателях топ­ливо подается в цилиндр не в парообразном, а в капельножидком состоя­нии. Сначала в цилиндр дизельного двигателя засасывается воздух, сжима­ется до 30-50 атм, в результате чего температура в цилиндре повышается до 500-700°С, затем под давлением впрыскивается через форсунку в цилиндр дизельное топливо. Испаряясь в таких жестких условиях, топливо интен­сивно окисляется и воспламеняется. Чем меньше индукционный период, т.е. время от момента впрыска до самовоспламенения топлива, чем плавнее происходит процесс сгорания, тем выше считается качество дизельного топ­лива. Характеристикой качества топлива является цетановое число.

Цетановое число показывает процентное соотношение цетана (н-гексадекана) в смеси с альфа-метилнафталином, самовоспламеняемость кото­рой в стандартных двигателях эквивалентна самовоспламеняемости ис­пытуемого топлива.

Цетановое число цетана условно принято за 100, а альфа-метилнафталина — за нуль. Наибольшими цетановыми числами обладают нор­мальные парафиновые углеводороды, затем — парафины изостроения, далее нафтеновые углеводороды и, наконец, ароматические углеводо­роды.

С утяжелением дизельных топлив цетановые числа растут. Для уве­личения цетановых чисел топлив в некоторых случаях используют при­садки. Определение цетановых чисел производят на специальном одно­цилиндровом двигателе с изменяющейся степенью сжатия от 7 до 23 по методу «совпадения вспышек».

Выбор направления переработки нефти определяется ее физико-хи­мической характеристикой, уровнем развития техники нефтепереработ­ки и потребностями в товарных нефтепродуктах данного экономическо­го района. Существуют три основных варианта нефтепереработки.

1. Топливный. По этому варианту нефть перерабатывают в основном для производства моторных и котельных топлив. Переработка нефти по топливному вариан­ту может быть глубокой и неглубокой.

При неглубокой переработке получается значительное количество котельного топлива. Применение современных методов переработки тя­желых остатков нефти, таких как висбрекинг, гидрокрекинг, коксование позволяет углубить переработку нефти по топливному варианту и выра­батывать более значительное количество моторных топлив и сырья для нефтехимических процессов. Если при неглубокой переработке глубина ее составляет 45-50%, то при глубокой переработке — 90% и более. При этом значительно увеличивается рентабельность переработки нефти.

2. По топливно-масляному варианту, кроме моторных топлив, из не­фти получают различные смазочные масла, применяемые как для назем­ной техники, так и в авиации.

3. Нефтехимический вариант переработки нефти, по сравнению с предыдущими, является более сложным, сопряжен с выработкой боль­шого ассортимента продукции, большим набором технологических про­цессов и установок. Как правило, требует для своей реализации вложе­ния больших денежных средств. Помимо выработки моторных топлив и масел, при этом варианте производится сырье для органического синте­за, производства азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, синтети­ческих волокон, моющих веществ и т.д.