Семья и брак в современном мире

Изучение семьи и брака в социологии

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Данные международного исследования показывают, что семью оценивают как "очень важную" в жизни человека 91-95% респондентов Польши, Ирландии, Исландии, 67-72% опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии и 76% - в России и Германии. Изучение семьи – одна из важнейших задач социологии, поскольку большинство людей в обществе социализируется в первую очередь в семье.

Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора "Антология по браку и семье", 1967) можно выделить несколько этапов в социологическом изучении семьи:

  • первый период (с античности до середины XIX века) посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы,
  • второй(с середины XIX века до начала XX века) обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи; на втором этапе ученые впервые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам.
  • третий период - первая половина XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления.
    По мнению Уильяма Гуда, автора капитальной работы "Мировая революция и образы семьи" (1967), с момента опубликования книги Ф. Тенниса "Община и общество" (1887) и до настоящего времени никто из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили на семью часть своей энергии, но никакой последовательной теории они не создали, полагая, что семья не поможет объяснить социальную структуру и другие институты общества.
    Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов. Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс,то более половины ее появилось после 1955 г.
  • Четвертый период - с середины XX века до настоящего времени - характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания". Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте - создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.
    Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и областей.

Эволюция социологических представлений о семье

Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен(1815 - 1887). Его классический труд "Материнское право" (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода.

Независимо от И. Баховена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан(1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени –

  • от промискуитета
  • через материнское право
  • к отцовскому праву.

Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек.
Отсюда следовали два возможных результата:

  • либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, При экзогамии, равно как и при тибетской форме полиандрии, женщина живет вместе с родней мужа (или м ужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине.
  • либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями (тибетский случай).

Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака[8]:

Промискуитет – беспорядочные половые связи первобытных мужчин и женщин (40-50 тыс. лет назад). В половые отношения могли вступать любые родственники.

Кровно-родственная семья – первая ступень семьи, основанная на групповом браке между братьями и сестрами двух родов. Брачные группы разделены по поколениям: все дедушки и бабушки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, так же как и их дети, и дети детей. Супружеские обязанности исключаются лишь между предками и потомками. Тип такой кровно-родственной семьи полностью вымер.

Семья-пуналуа – основана на групповом браке нескольких сестер, родных и сродных (двоюродных и троюродных), с мужьями каждой из них, или групповом браке нескольких братьев с женами каждого из них. Причем их общие мужья или жены не обязательно являются родственниками по отношению друг к другу. На этой ступени происходит исключение половых связей между братьями и сестрами.

Парная семья – образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько мужей и жен. На этой ступени происходит запрещение половых связей между всеми родственниками.

Моногамная семья – пожизненное единобрачие отдельных пар с исключением сожительства. Происхождение, наследование устанавливается по отцовской линии. Моногамия основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, чтобы дети в качестве прямых наследников вступали во владение отцовским имуществом[9]. Моногамия – более прочный брачный союз, нежели парная семья. Только муж мог расторгнуть эти брачные отношения и право на супружескую неверность оставалось только за ним.

Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма("Введение в социологию семьи", 1888), М. Вебера ("Супруга и мать в правовом развитии", 1907), Ф. Мюллер-Лиера ("Семья", 1911), У. Гудселла ("История брака и семьи", 1915), С. Циммерман ("Семья и цивилизация", 1917) и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них окончательно закрепился отход от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи".
Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем считают первооткрывателем семьи. Ле Пле первым предпринял конкретно-социологическое исследование семьи методом анализа бюджетов, а Энгель сформулировал зависимость между доходами семьи к ее расходами на предметы первой необходимости.

Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.

· В первом типе - в патриархальной семье - индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица.

· Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах.

· Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.