Вопрос 2 Социализация личности
Структура личности
Как правило, структура личности является предметом анализа психологии (Фрейд и т.п.)
Социология изучает, прежде всего, структуру личности с точки зрения процессов самоопределения индивида в различных социо-культурных условиях и ситуациях.
С социологической точки зрения в структуре личности можно выделить три компонента:
- Субъективное Я;
- Отражённое Я;
- Ролевое Я;
Субъективное Я –это комплекс представлений индивида о своей внутренней сущности, противопоставление себя другим, разделение «Я» и «не Я». Формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Предполагает механизмов самоидентификации и самозащиты личности (сублимация, рационализация, проекция и т.п. по Фрейду).
Субъективное Я часто «смягчает» индивидуальные неудачи или травмирующий опыт, и поэтому может искажать реальное положение вещей.
Корректирующую функцию в этом случае может выполнять система Отражённого Я.
Отражённое Я - характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.
Оно также может иметь различную степень адекватности реальному положению дел.
Кроме того, Отражённое Я может не только корректировать Субъективное Я, но и вступать с ним в конфликт – меня никто не ценит. Однако в целом, оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений.
Основные агенты формирования Отражённого Я –
- Микросреда;
- Первичная группа;
- Референтная группа.
Ролевое Я –строится на основе реального выполнения индивидом социальных функций, представляет собой ролевой набор личности.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся. Процесс становления личности в целом можно определить как социализациюНа протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся до рождения. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь впроцесс социальной практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.