Вопрос 2 Социализация личности

Структура личности

Как правило, структура личности является предметом анализа психологии (Фрейд и т.п.)

Социология изучает, прежде всего, структуру личности с точки зрения процессов самоопределения индивида в различных социо-культурных условиях и ситуациях.

С социологической точки зрения в структуре личности можно выделить три компонента:

  1. Субъективное Я;
  2. Отражённое Я;
  3. Ролевое Я;

 

Субъективное Я –это комплекс представлений индивида о своей внутренней сущности, противопоставление себя другим, разделение «Я» и «не Я». Формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Предполагает механизмов самоидентификации и самозащиты личности (сублимация, рационализация, проекция и т.п. по Фрейду).

Субъективное Я часто «смягчает» индивидуальные неудачи или травмирующий опыт, и поэтому может искажать реальное положение вещей.

 

Корректирующую функцию в этом случае может выполнять система Отражённого Я.

Отражённое Я - характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.

Оно также может иметь различную степень адекватности реальному положению дел.

Кроме того, Отражённое Я может не только корректировать Субъективное Я, но и вступать с ним в конфликт – меня никто не ценит. Однако в целом, оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений.

Основные агенты формирования Отражённого Я –

- Микросреда;

- Первичная группа;

- Референтная группа.

 

Ролевое Я –строится на основе реального выполнения индивидом социальных функций, представляет собой ролевой набор личности.

 

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание, ценностные социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­даются, а становятся. Процесс становления личности в целом можно определить как социализациюНа протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся до рождения. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального факторов. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь впроцесс социальной прак­тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д.