Работоспособность человека

 

Работоспособность человека – это его способность выполнять конкретную работу определенной сложности и тяжести на достаточно высоком уровне в течение рабочей смены.

Работоспособность на протяжении рабочего времени проходит три периода.

 

 

Рис. 4. Графическое отображение работоспособности

 

Первый период (0.5 – 1.5 ч) – период врабатывания, для него характерны низкие показатели работоспособности. Второй период (2.5 – 3 ч) – высокая работоспособность (80%). Третий период (0.5 ч) – снижение работоспособности в результате утомления.

Утомление – это особое физиологическое состояние организма выраженное во временном снижении работоспособности. Характерные признаки: падение производительности труда, изменение физиологических функций (повышение давления, учащение пульса, возрастание энергетических затрат), ослабление внимания, памяти, замедление двигательных реакций.

Основной мерой борьбы является перерыв, продолжительность которого зависит от вида работы.

Профессиональный отбор – это научно обоснованный выбор из группы кандидатов лучшего для обучения и работы по сложным, ответственным и опасным профессиям на основе объективной оценки психофизиологической профессиональной пригодности человека.

Целью профессионального отбора является повышение безопасности труда, а также рациональная расстановка и эффективное использование кадров.

Чаще всего причиной несчастных случаев является человеческий фактор, т.е. неправильные действия людей (непроизвольные или намеренные). Поэтому изучают психологические особенности опасного и безопасного поведения людей во время трудового процесса, а также особенности возникновения неправильных действий людей, обусловленных их психофизиологией.

Неправильные действия могут быть непроизвольными и намеренными.

Ошибочными можно считать действия, которые человек совершает при плохой профподготовке, отсутствии навыков, знаний, несоответствии психофизиологических качеств выполняемой трудовой деятельности (нехватка памяти, некритичность мышления, утомление, ВПФ).

Профотбор осуществляется на основании психофизиологических испытаний:

- медико-биологических;

- психофизиологических;

- психологических.

При этом используют тестовые, аппаратурные и анкетные методики.