Из опыта практической работы.

Терминология. Словарь режиссера.

1. Режиссура (с французского языка) – задать надлежащее направление.

2. Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-либо, чего-либо. День, как правило, отмечается по обычаю.

3. Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения, которые присущи той или иной жизненной ситуации.

4. Традиция – исторически сложившиеся и передаваемая из поколения в поколение нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д. Например, строить дом рядом с родительским домом; закрыть зеркала, если в доме покойник; разнообразная вышивка (орнаменты, символы), несущие тайный смысл у разных народностей, живущих в разных уголках земли.

5. Обряд – совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определённый смысл. Своеобразный коллективный акт, строго определяющий традиции (религиозные, бытовые, социальные).

6. Ритуал – порядок совершения определённых действий в обряде, их условно символическая последовательность, выражающая основную идею.

7. Концерт (с латинского в античности) – состязания различного рода, в том числе и в области художественного исполнительства.

8. Концерт (современный) – публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концертов: музыкальный (фортепианный, скрипичный и т.п.); литературный (поэзия, проза); эстрадный (лёгкая музыка, вокал, юмор и др.).

9. Театрализованный концерт – это единое, сквозное, театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных в эпизоды, представляющее собой органичный сплав различных видов искусства – литературы, музыки, театра, кино, эстрады, цирка, спорта и др.

10. Тема – круг жизненных явлений, отображённых в сценарии.

11. Идея – вывод, твоё видение проблемы как режиссёра, твоя авторская, гражданская позиция.

12. Театрализация – соединение документального и художественного материала по законам драматургии и театра. Театрализовать материал, значит выразить его содержание средствами театра. Основа театрализации – сценарий!

13. Сценарная театрализация – творческий способ превращения жизненного материала, документального материала в художественный сценарий.

14. Режиссёрская театрализация – творческий способ приведения сценария к художественной, образной форме представления через систему выразительных и изобразительных средств (аллегория, символ, метафора). Виды театрализации:Компилированного (комбинированного) вида; Оригинального вида; Смешанного вида.

15. Мизансцена – это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде, наиболее выразительный приём для внешнего расположения актёров, соответствующий или вскрывающий внутренний процесс их взаимодействия. Мизансцена рождается из режиссёрского решения сцены. Знание перспективы, ракурсов, соотношения планов, фона, взаимодействия фигур, контрастности помогает в формировании пространственного решения сценического действия.

16. Режиссёрский замысел – образное видение будущего концерта, основа работы режиссёра.

17. Кульминация – наивысшая точка развития сценического действия.

18.Темпоритм – в «верном темпоритме» заложен успех восприятия концерта как единого, непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего на одном дыхании.

19.Темп – понятие, относящееся к течению выступления во времени быстро, медленно, т.е. понятие, относящееся к внешнему проявлению хода номера, эпизода.

20.Ритм – понятие, относящееся к внутренней динамике исполнения (пульс внутреннего действия). В сценическом искусстве понятия темпа и ритма взаимосвязаны, т.к. действие на сцене не может проходить только в темпе или ритме.

21. Монтаж– это смысловое соединение номеров и эпизодов, выявляющее их взаимную связь по изобразительному решению.

22. Композиция концерта – определяемое режиссёрским замыслом такое чередование концертных номеров и эпизодов, которое обеспечивает нарастание эмоционального воздействия концерта на зрителя.

23.Партитура концерта – это своеобразное графическое изображение концерта, в котором по горизонтали зафиксированы (описаны) действия всех его участников, как исполнителей, так и служб. А по вертикали – порядок действия (что, зачем идёт) и его временная протяжённость.

24.Медиа план – это таблица, в которой отображена сетка вещания телевизионных и радиокомпаний, с указанием точного количества и времени эфиров рекламных роликов, репортажей и прямых включений с места проведения мероприятий.

25.Спонсорский пакет – это пакет документов, в котором подробно указано, на что будут потрачены предоставляемые спонсором средства, и что за это спонсор получает.

26. Символ - это знак, рождающий ассоциацию – важное выразительное средство режиссуры. Создание символов – это открытие новых связей между понятием и предметом.

27. Ассоциация - это создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляющее зрителя домыслить то, о чем только что заявлено, обозначено.

28. Метафора - это принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

- метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом (“колоннада рощи”);

- метафоры загадки, в которых объект замещен другим объектом (“били копыта по мерзлым клавишам”, а не, “по булыжникам”);

- метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов (“ядовитый взгляд”, “жизнь сгорела”)

 

Темы рефератов по курсу:

1) История возникновения театрализованного концерта. Виды и жанры концерта.

2) Виды и жанры номеров театрализованного концерта. Требования к концертному номеру.

3) Пролог и финал в театрализованном концерте.

4) Монтаж номеров в театрализованном концерте.

5) Режиссёрский приём (ход) в театрализованном концерте.

6) Темпоритм театрализованного концерта.

7) Система выразительных средств в театрализованном концерте.

8) Создание атмосферы в театрализованном концерте.

9) Композиционное построение театрализованного концерта.

10) Мюзик-холл как жанр театрализованного концерта.

11) Сценография театрализованного концерта.

12) Ведущие современные режиссёры театрализованного концерта.

 

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. История возникновения театрализованного концерта. Иосиф Туманов - основоположник «жанра театрализованный» концерт в нашей стране.

2. Договор подряда.

3. Понятие «концерт» и «театрализованный концерт». Идейно-тематическая сущность содержания театрализованного концерта.

4. Расчёт гарантированной оплаты труда режиссёрско-постановочной группы.

5. Понятие «режиссура». Режиссёрский замысел театрализованного концерта.

6. Составление акта приёмки программы театрализованного концерта.

7. Понятие «эстрада». Кафешантаны, кафе-концерты, ревю, театры-кабаре, мюзик-холлы.

8. Принципы составления сметы театрализованного концерта.

9. Сценическая «атмосфера» театрализованного концерта. Понятие «темп», «ритм» и «темпоритм».

10. Нормы художественных постановок режиссёров, расчет учетной единицы.

11. Принцип отбора и театрализации номеров в театрализованном концерте.

12. Принципы составления сметы коммерческого мероприятия. Спонсорский пакет.

13. Мизансцена в театрализованном концерте, виды мизансцен.

14. Оплата режиссёра при повторной постановке программы (все нормы + повторная постановка).

15. Валовой сбор коммерческого концерта.

16. Понятие «театрализация». Виды театрализации.

17. График репетиций театрализованного концерта, принципы составления. Партитура концерта.

18. Образное решение театрализованного концерта. Понятие «символ».

19. Договор подряда принцип составления. Акт приемки выполненных работ.

20. Выразительные средства театрализованного концерта и принципы их использования.

21. Нормы постановок художественного персонала концертных организаций.

22. Структура театрализованного концерта, драматургия театрализованного концерта.

23.Принцип составления сметы театрализованного концерта.

24.Композиция театрализованного концерта.

25.Монтаж в театрализованном концерте. Виды монтажа. Примеры.

 

Список использованной литературы:

1) Клитин, С. С. «Эстрада: проблемы теории, истории и методики»/С.С. Клитин - М.: , 1982. – стр.

2) Самойленко В. М. «Массовые музыкальные представления. Театрализованный концерт», М., Музыка, 1989

3) Туманов Д. И. «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта», 1976

4) Рубб А. А. «Режиссер пришел в агитбригаду», М., Советская Россия, 1979

5) Силин А. Д. «Площади нашей палитры», М.

6) «Театрализованные праздники и зрелища», 1964 – 1972, изд-во 1976.

7) Тихомиров Д. В. «Беседы о режиссуре театрализованных представлений», 1977

8) «Режиссура театрализованных массовых праздников», 1987 (учебное пособие), сборник.

9) Чечетин «Основы драматургии театрализованных представлений», (учеб.)

10) И. Г. Шароев «Режиссура эстрады и массовых представлений», М., 1986, «Многоликая эстрада»

11) Уварова Е. Д. «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы», М., 1983

12) Конников А. П. «Мир эстрады», М., 1980

13) Морголин Л. М. «Музыка в театрализованном представлении», М., 1981

14) Рахлин И. «Всегда со мной», Л., 1993.

15) Германова М. Г. «Эстрадный номер» (брошюра), М., 1986.

16) «Эстрада без парада» (сб. вступит. статей Уваровой), М., 1991.

17) Смирнов-Сокольский М. П. «45 лет на эстраде», М., 1976.

18) Алексеев А. Г. «Серьёзное и смешное».

19) Вершковский Э.В. режиссура массовых клубных представлений. - Л.: ЛГИК, 1977

20) Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005

21) Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975

22) Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л.: ЛГИК, 1972

23) Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978

24) Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. - М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989

25) Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004

26) Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - М.: Советская Россия, 1987

27) Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1988

28) Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980

29) Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980