Начало и финал номера.

Детали оформления и реквизит;

Характер аккомпанемента;

Хронометраж;

Количество участников;

Жанр;

Характер номера;

 

 

Тема: Монтаж – один из важнейших приемов современной режиссуры.

Одним из современных приёмов композиционного построения театрализованного концерта является выстраивание концерта из блоков, когда отдельные номера различных жанров группируются в эпизоды по каким-либо внешним или внутренним признакам. В театрализованном концерте номера подчиняются по принципу смысловых, сюжетных блоков эпизода, который раскрывает главную тему концерта, и блоки выстраиваются по внутренней логике развития главной темы.

Важную роль в конкретизации режиссёрского замысла концерта играет приём соединения номеров для создания единого действия. Поиск приёма - дело не лёгкое. Придётся перебирать десятки различных приёмов, пока не найдётся тот, который не только наиболее ярко и полно позволит выразить тему, идею, содержание концерта, но и свяжет эпизоды, номера в единое действие.

Одним из таких приёмов чаще всего является связывание номеров текстом ведущего. Обычно для этого исполнялся специально написанный или подобранный текст. Дело не только в том, что в стихах (тексте) авторская мысль предельно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной образной форме, но и в том, что поэтическая форма несёт в себе определённый строй мысли и чувств, высокий эмоциональный накал, заключённый в чёткую ритмическую основу.

Связывать концерт в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства, находящиеся в руках режиссёра, да, и сама аудитория, более всего сегодня воспринимающая ассоциативные связи, позволяет использовать для этой цели различные выразительные художественные и технические средства - мелодия, песня, поэтический текст кинокадры, диапозитивы, слайды, визуальные эффекты – снег, вода, дым, которые проходят лейтмотивом через весь концерт.

Подобранные связки должны пройти лейтмотивом через всё действие, сюжетный ход. Одним из самых действенных методов композиционного построения концерта является приём монтажа.

Монтажв кинематографе– это смысловое соединение кадров, выявляющее их взаимную связь по изобразительному решению. В театрализованном концерте режиссёр ставит перед собой такую же цель.

 

Виды монтажа:

Последовательный Параллельный Ассоциативный (монтаж «взрыва» по Яхонтову)
Все фрагменты концерта или номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. Действия происходят одновременно, обогащая, и дополняя друг друга. Режиссёр, сталкивая между собой разные события, вызывает у зрителя новый художественный образ.

Тема: Создание атмосферы в театрализованном концерте.

Восприятие номера концерта зависит не только от качества исполнения, но и от сценической атмосферы. Сценическая атмосфера создаётся внутренним, эмоциональным настроем исполнителей и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой исполнителей рождается в результате их верного, целеустремлённого действия в предлагаемых обстоятельствах.

Внешняя сценическая атмосфера – это та, обстановка, в которой исполняется номер при помощи света, музыки, оформления и других постановочных средств. К сожалению, многие режиссёры театрализованных концертов, забывая о внутреннем настрое исполнителя, подменяют его излишними световыми эффектами, введением неоправданных массовок, перебором праздничных деталей и эффектов. А любые постановочные приёмы (мизансцены, музыка, кино) должны служить созданию эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участнику исполнить номер, а зрителю воспринять его не только умом, но и сердцем.

Театрализованный концерт должен быть праздником и для зрителей, и для участников, этому способствует сценическая атмосфера. Она, в свою очередь, порождает легкость исполнения, слаженность концерта и внутренний настрой всех участников (чувство радости от сопричастности к творчеству от участия в таком концерте).

Сценическая атмосфера, её верность выявляется на прогонных или генеральных репетициях. А успех репетиции зависит от её организации, работы технических служб и т.д.

Постановочно-организационная работа:

Постановка театрализованного концерта, где занято много исполнителей – процесс не только творческий, но и организационный. Осуществляет театрализованный концерт постановочная группа во главе с главным режиссёром.

Режиссёрско-постановочная группа:

1. Музыкальный руководитель (главный дирижёр, который отвечает за музыкальную сторону концерта);

2. Главный балетмейстер (вся хореография);

3. Главный художник или сценограф (ему подчиняется вся техническая группа во главе с заведующим постановочной частью);

4. Художник по свету (тоже подчиняется сценографу);

5. Звукорежиссёр (отвечает за фонограммы, обеспечивает их правильное и качественное звучание):

6. Режиссёр кино (подбирает все кино-, фото - и слайд - материалы);

7. Ассистент режиссёра (первый помощник режиссёра-постановщика по всем организационно-творческим вопросам);

8. Помощник режиссёра (обеспечивает своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены).

Все эти люди подчинены главному режиссёру. Режиссёрско-постановочная группа работает по единому плану-графику, который создаёт главный режиссёр – это график репетиций.

Идеальный план-график репетиций:

1. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов.

2. Просмотр номеров.

3. Работа над сценарием.

4. Совещание постановочной группы с руководителями коллективов (задания руководителям и постановочной группе, всё зависит от профессионализма и такта режиссёра (!)).

5. Работа над номерами и работа с ведущими. Очень важный процесс.

6. Репетиция эпизодов (работа над эпизодом).

7. Пролог и финал – их репетируют вместе, в один день, так как в прологе и финале, как правило, заняты одни и те же люди.

8. Репетиция по вызову (репетиции тех номеров, которые технически сложны и требуют тщательной отработки в пространстве сцены).

9. Монтировочная и световая репетиция (на них никого из артистов нет).

10. Сводная репетиция (всегда первую половину концерта репетируют сначала; здесь всё – свет, реквизит, костюмы и т.д.; репетиция стыков номеров).

11. Сводная репетиция второй половины концерта.

12. Прогон всего концерта (без костюмов, только образцы; заняты все участники концерта и все технические службы).

13. Репетиция по вызову (доделать слабые номера).

14. Генеральная репетиция (всё идёт как концерт, без остановки).

15. Корректура.

16. Генеральная репетиция.

17. Концерт.

Необходимо помнить: при работе над составлением плана-графика репетиций необходимо указать точные сроки готовности реквизита, костюмов, фонограмм, оформления. Всё должно быть готово до монтировочной репетиции! Точная дата!!!

 

Тема: Работа режиссёра с художником-постановщиком.

В современном сценическом искусстве в создании постановки спектакля с режиссёром на равных выступает художник. Потому что создание концерта, его образное решение зависит и от художника. Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В волнующем процессе рождения театрализованного представления роль художника отнюдь не второстепенна.

На первом этапе совместной работы режиссёр должен познакомить художника с замыслом концерта, рассказать о своих задумках, чтобы он мог начать собственный поиск образного решения.

Задача художника не проста, ему нужно:

- организовать сценическое пространство, чтобы удобно было выступать артистам разных жанров, которые порой требуют взаимоисключающие понятия;

- сделать так, чтобы не задерживалась смена номеров;

- продумать финал, чтобы удобно разместить актёров;

- исходя из композиции концерта, найти такое его решение, которое не только выразит художественный образ, но и поможет организации его действия.

Оформление спектакля - организация всех внешних средств сценической выразительности: придающих спектаклю определенную форму; способствующих раскрытию идейного содержания спектакля; усиливающих воздействие спектакля на зрителя; определяющих стиль постановки.

Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление представления. У художественного оформления любой постановки две задачи: создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды мероприятия для выявления образов героев и организация сценического пространства.