Введение.

Одним из основных компонентов профессиональной подготовки студентов по направлению 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» является цикл специальных дисциплин, входящих в соответствии с ГОС третьего поколения в профессиональный цикл общей образовательной программы. Предлагаемое учебное пособие представляет курс лекций к разделам по истории и теории театрализованных представлений и концертов. Эти разделы входят в содержание следующих дисциплин: «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «Методика работы с исполнителями и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников». Основное содержание профессиональной деятельности режиссера данного профиля связано с созданием сценария и осуществлением постановки целостного произведения (концертно-зрелищного или спортивно-художественного представления, детской игровой или молодёжной развлекательной программы, шоу-программы, фестиваля искусств или народного празднества и т. п.), с реализацией художественно-творческих и информационно-воспитательных целей. Изучение вышеназванных дисциплин направлено на обеспечение высокого уровня подготовки студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций сценариста и режиссера театрализованных представлений и праздников.

Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных дат и важнейших событий в жизни человека и всей страны занимают все большее место в нашей современной действительности. Они создают праздничную атмосферу, рождают у людей праздничное настроение. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.

Искусство создания массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная культура. Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления.

В современном понимании театрализованное представление - это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования.

Наступившее третье тысячелетие, как и каждая общественно-историческая эпоха, требует подготовки режиссёров нового поколения, специалистов нового мышления, которые обязаны уметь слышать и чувствовать время, откликаться на него быстро, ярко, эмоционально и образно. Современный режиссёр театрализованных представлений и праздников – грамотный, квалифицированный специалист, владеющий новейшими информационными и сценическими технологиями. Такими специалистами и должны стать будущие режиссёры – студенты вузов культуры и искусств.

Цель данного пособия:формирование у будущих специалистов комплекса профессиональных компетенций в области режиссерско-постановочной и художественно-просветительской деятельности.

Предлагаемое пособие направлено на решение следующих задач:

- формирование у студентов комплексного представления о специфике работы режиссера театрализованных представлений и праздников;

- развитие творческого потенциала студентов;

- формирование навыков создания сценариев театрализованных представлений и концертов;

- развитие устойчивого интереса к избранной профессии.

Освоение материала, содержащегося в данном пособии, предполагает формирование у студентов знаний:

-о характерных чертах театрализации как творческого метода в режиссуре театрализованных представлений и праздников;

-об особенностях драматургии и принципах работы над сценарием театрализованного представления и концерта;

-о приемах творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную форму сценического искусства;

-о современных информационно-компьютерных технологиях создания зрелищно-выразительных форм;

-о методике работы с участниками этих видов художественных массовых мероприятий.

Данное пособие направлено на формирование у будущих режиссеров комплекса специальных умений:

-создавать драматургическую основу театрализованного концерта и представления;

-воплощать художественный замысел в постановке целостного произведения, включающего зрелищно-игровые, карнавальные, обрядовые и другие формы праздничной культуры;

-выбирать художественно-выразительные средства режиссерского искусства для реализации творческого замысла.

При составлении данного курса лекций были использованы материалы из учебных пособий и научно-методических работ Д.Н. Аля, С.И. Гавдис, И.Б. Шубиной, С.М. Осовцова, О.И. Маркова, О.Л. Орлова, а так же собственный опыт автора в сфере режиссерско-постановочной и сценарной деятельности.

Тема: История возникновения жанра.

Концерт (с латинского языка в античности) – состязания различного рода, в том числе и в области художественного исполнительства.

Понятия «концерт»до XVIII века в мире не существовало. В XVIII веке в европейских театрах, в антрактах и после спектакля, начали давать дивертисменты, в которых актёры выступали с номерами различных жанров искусства.

Divertissement - в переводе с французского языка, означает - увеселение, развлечение.

Дело в том, что театральные постановки того времени были очень длительными, с продолжительными монологами и диалогами, некоторые из спектаклей по времени сценического действия доходили до 7-8 часов. Чтобы зрители не очень уставали, в дивертисментах многие актёры театра музицировали, читали, пели, шутили, «состязаясь» в различных видах искусства.

В XIX веке Петербург был центром развития русской музыкальной и театральной культуры. В начале XIX века стиль петербургской музыкально-театральной жизни создавали итальянцы. Музыка была настолько популярна среди петербуржцев, что открывались концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк.

Однако существует любопытный документ из фондов дирекции императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на десятилетия вперёд. Он называется так: «Положение о публичных маскарадах, балах и других увеселениях в столицах». Концерты даже не внесены в заголовок, а классифицированы как «другие увеселения», куда менее значимые, нежели балы и маскарады. И это принципиальная деталь, существенная установка времени, отразившаяся и на составлении программ, и на поведении публики в концертном зале.

Маскарады имели право давать не все. Преимущество было на стороне потомственных дворян, входивших в Дворянское собрание. Благотворительным обществам маскарады давать запрещалось, а вот балы – можно, но только по одному в год, да и то «если он не был вместе с концертом». На балах кадрили были любимы настолько, что почти все известные романсы, мотивы из опер превращали в этот танец даже в самых неподходящих случаях. Даже песнь безумной Офелии была превращена в кадриль – уж так велика была страсть к этому танцу.

Традиционное время концертного сезона – март-апрель, время Великого поста. В эти дни закрывались театры, прекращали давать балы, карнавалы и город погружался в атмосферу строгих и возвышенных чувств. Лишь серьёзное филармоническое искусство могло пробуждать надлежащий для этих дней душевный настрой. Пост в Петербурге – праздник музыкантов. В это время они съезжаются из разных сторон Европы.

В театрах чаще всего ставилась итальянская опера. Из русских предпочитали романтические оперы, соответственно моде. Из тени итальянских опер выходят на свет сочинения русских композиторов, которые учились в Италии. Увиденное и услышанное за границей перестраивалось на русский лад. Так возникала русская опера.

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной культуры. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества в 1859году. Его деятельность носила просветительский характер. Обществом устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д… В стране была создана система музыкального образования европейского типа.

В Петербурге в 1862году и Москве в1866году открылись консерватории. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях.

 

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи.

Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Театрализованный концерт появляется в нашей стране в 30-е годы ХХ века, в период расцвета культурно-массовой работы, когда советская национальная культура уже сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.
Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.
Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. После открытия ВДНХ, в СССР с большим размахом начинают проводиться декады национальных республик и автономий, которые сегодня мы бы назвали «презентацией региона». Эти мероприятия, как правило, завершалось большим концертом, а режиссер должен был искать и находить наиболее эффективное решение программы, поскольку в таких заключительных концертах количество номеров доходило до 50 и более. Кроме выступлений артистов и ансамблей в этих мероприятиях были различного рода выступления, выходившие за рамки жанра концерта: официальные речи, награждения, поздравления, торжественные обещания и т.п. Именно в процессе совершенствования организации и проведения этих, своего рода, творческих отчетов и возникает жанр – театрализованный концерт.

В основе театрализованного концерта лежит концертный номер. Режиссёр обязан найти решение номера, определить его драматургию, направление, стиль, т.е. придумать номер, суметь осуществить его постановку. Каждый номер требует своего подхода, потому что режиссура концертного номера конкретна. И основа для создания номера различна. Поводом для создания номера может быть дата, событие, сам праздник и т.д.

 

Тема: Театрализованный концерт.

Концерт платный, публичный как жанр возник в начале XVIII века в Англии (концерт сборный), а в России он появился – в середине XIX века в Петербурге. Принципиально новое понятие «концерт» возникло на основе практики советского искусства, окончательное утверждение произошло в 50-60-е годы ХХ века.

Концерт – публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе.

Виды концертов: - музыкальный (фортепианный, скрипичный и т.п.);

- литературный (поэзия, проза);

- эстрадный (лёгкая музыка, вокал, юмор и др.).

Впервые попытки соединить политику и высокие образцы культуры и искусства, как уже было сказано выше, были предприняты на декадах союзных советских социалистических республик на территории ВДНХ. Театрализованный концерт становится любимой формой для режиссеров-постановщиков, а для зрителя лаконичным, предельно понятным, конкретным и зрелищным действом.

В годы Великой Отечественной Войны жанр трансформируется в агитбригады, на их концертах преобладали политические речи, и лишь затем вокал, игра на музыкальных инструментах, хореография малых форм, юмористические фельетоны и частушки направленные на поднятие боевого духа солдат и офицеров.

После войны по всей стране начинают возводиться сооружения для культурных учреждений. Строится Кремлёвский дворец съездов, главным режиссёром которого назначается Иосиф Туманов. Тут проходят главные праздники страны - 9 Мая, 23 Февраля, 8 марта и другие. Концерты создаются к определённой дате, с обязательной «сдачей» редакционной коллегии, члены которой, порой, имели довольно поверхностное представление о массовой культуре и искусстве в целом…

Жанр активно развивается в 60-е годы ХХ столетия. Театрализованный концерт оплачивался главному режиссёру в 5 раз больше, чем обычный концерт.

Театрализованный концерт – это единое, сквозное, театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных в эпизоды, представляющее собой органичный сплав различных видов искусства – литературы, музыки, театра, кино, эстрады, цирка, спорта и др.

Театрализованный концерт в отличие от массовых спектаклей, где в основе драматургической структуры были продолжительные игровые эпизоды, длинные, по актные построения, громоздкость и пышность, замедляющие развитие действия, то театрализованный концерт принёс мобильные членения действия на короткие эпизоды и номера, сообщившие концерту динамичность монтажной структуры.

Театрализованный концерт – это - динамика действия;

-тематический концерт (раскрывает определенно заданную тему);

- основная мысль (ради чего я это делаю?).

Театрализация – 1) даёт возможность наиболее полно раскрыть содержание, сделать ярче его восприятие, решить в едином образном ключе отдельные номера, входящие в программу концерта, т.е. создать единое художественно-образное представление.

2) использование в постановке концерта тех приёмов, выразительных средств и элементов театра, которые и создают, в конечном счёте, неповторимый, яркий, единый художественный образ.

 

Тема: Театрализация. Виды театрализации.

Театрализация – соединение документального и художественного материала по законам драматургии и театра.

Сценарная театрализация – творческий способ превращения жизненного материала, документального материала в художественный сценарий.

Режиссёрская театрализация – творческий способ приведения сценария к художественной, образной форме представления через систему выразительных и изобразительных средств (аллегория, символ, метафора). Виды режиссерских театрализаций:

v Компилированного (комбинированного) вида;

v Оригинального вида;

v Смешанного вида.

Театрализовать материал, значит выразить его содержание средствами театра. Основа театрализации – сценарий!

Создать сценарий - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическом материале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствовать сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

 

Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать, соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации, но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшей работы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизна материала надолго бы осталась в памяти зрителей.

Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала;

· Соответствие материала социально-структурной специфике аудитории;

· Общественно-политической актуальности материала;

· Соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария;

· Соответствие выразительных средств цели воздействия сценария;

· Художественно-эстетической ценности материала;

· Достоверности документального материала;

· Новизны материала;

· Расширения эмоционально-выразительных средств;

· Соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностям сценической площадки;

· Соответствие художественному решению документального материала;

· Соответствие времени проведения представления;

· Соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям.

После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист, в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованных представлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить за рамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.

Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в, то, же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание донесли до его сознания.

Также нужно всегда помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств, для режиссера.

Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущего театрализованного представления.

Перефразируя А.Н. Толстого, следует заметить, что в режиссере «должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Мыслитель - активен, он знает "для чего", он видит цель и ставит вехи. Художник - эмоционален, он весь в том "как" сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, иначе он расплывётся. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец, он не активен, но он беспощаден».

Отсюда можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса создания театрализованного представления, в режиссере должны гармонично уживаться все три ипостаси. Одной из них недостаточно. Только тогда режиссер театрализованных представлений создает окрашенный его индивидуальностью, его неповторимым видением, стилем его мышления художественный мир, который раскрывает его с разных сторон. И основой, отталкиваясь от которой он создает свое театральное действо, свой новый образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.

Тема: Мизансцена в театрализованном концерте. Виды мизансцен.

Мизансцена, несомненно, одно из могущественнейших средств выражения замысла режиссера, его чувств и мыслей. Видеть все действия представления в живой пластике для режиссера мало, ему приходится овладевать законами лепки не только отдельных фигур, но и больших человеческих масс. Режиссер знает, что как сценическое, так и площадное действие являет собой процесс борьбы движущих сил представления. Логика развития этой борьбы, то есть сквозное действие, имеет внутри каждого номера или эпизода ряд напряженных этапов, которые режиссер и формирует в мизансцене. Нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего героя (ев).

Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена. Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера. Мизансцена - если она точна, то уже есть образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.

В зависимости от жанра и стиля представления мы должны сначала спланировать общую композицию события, четко определить линию развития действия, вместе с тем, следует примерно прикинуть, где на какой плоскости играется тот или иной отрезок действия. Каждый действенный момент, должен иметь свое определенное место в пространстве, где он будет развертываться.

Выстраивая спектакль необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителей дробят мысль, стирая линию сквозного действия говоря в это время «по-своему». Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане. Ибо здесь, даже самое маленькое движение считается, как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением линии поведения героя, сверхзадачи постановки в целом, она обретаем богатство и многообразие.

Мизансцена – это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде, наиболее выразительный приём для внешнего расположения актёров, соответствующий или вскрывающий внутренний процесс их взаимодействия.

Мизансцена рождается из режиссёрского решения сцены. Знание перспективы, ракурсов, соотношения планов, фона, взаимодействия фигур, контрастности помогает в формировании пространственного решения сценического действия.

По своему назначению мизансцены делятся на «основные» и «переходные».

Переходные мизансцены – оформляют в движении актёра непрерывность логики действия. Смыслового значения не имеют.

Основные мизансцены – служат для раскрытия основы мысли сцены, имеют своё развитие в соответствии с нарастающей динамикой сквозного действия.

Виды мизансцен:

§ Одиночные

§ Парные

§ Групповые

§ Симметричные и асимметричные

§ Фронтальные и диагональные

§ Хаотические и ритмические

§ Барельефные и монументальные

§ Круговые, полуциркульные, спиральные

§ Шахматные

§ Пред финальные и финальные

Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:

1.Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над представлением.

2.Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в постановке борьбу, а также внутреннюю жизнь каждого героя в данный момент его сценической жизни.

3.Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.

Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного уровня режиссера. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры. Они могут служить образцами мизансцен, так как в их основе лежит ясная мысль органического действия.

 

 

Тема: Режиссёрский замысел театрализованного концерта.

Режиссура (с французского языка) – задать надлежащее направление.

Быть творческой личностью – значит иметь определенные духовные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблюдательность, воображение, фантазию. Истинный художник от других людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации вынести самое существенное, её зерно, её атмосферу.

Но, стоит заметить, что возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бесплодны. И только труд даёт общественную ценность любому природному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчасти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому будущему режиссеру-сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жизненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманного им, результат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что сценарий театрализованного представления это художественное произведение, которое представляет собой сложное эстетическое и идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:

- познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;

- возникновение художественного замысла;

- реализация замысла, его воплощение в произведение искусства.

Все эти этапы составляют творческий процесс создания сценариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество художника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.

Художественный тип мышления определяют следующие качества:

- мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;

- художественные способности;

- природная одарённость с её чувственно-эстетическим восприятием мира.

Итак, что же такое режиссерский замысел?

Режиссёрский замысел – образное видение будущего концерта, основа работы режиссёра.

Его определяет: - содержание концерта (тема, идея);

- как будет раскрываться концерт (форма);

- композиция (порядок номеров);

- логика перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (сюжетный ход);

- темпо-ритм концерта;

- сценическая атмосфера;

- художественное оформление.

Пролог (экспозиция) → завязка → эпизоды (основное действие) → кульминация → финал (развязка) = всё это тема.

Кульминация – наивысшая точка развития действия.

1) Нарастание действия;

2) Контрастность построения;

3) Логика перехода от эпизода к эпизоду.

Темпоритм – в верном темпоритме заложен успех восприятия концерта как единого, непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего на одном дыхании.

Темп – понятие, относящееся к течению выступления во времени - быстро, медленно, т.е. понятие, относящееся к внешнему проявлению хода номера, эпизода.

Ритм – понятие, относящееся к внутренней динамике исполнения (пульс внутреннего действия). В сценическом искусстве понятия темпа и ритма взаимосвязаны, т.к. действие на сцене не может проходить только в темпе или ритме.

Но, «верный темпоритм» не означает плавное, постепенное развитие, и наоборот, чаще всего используется такое чередование номеров, которое приводит к резкой, контрастной смене ритма. А смена номеров – это чистые перемены.

Чистые перемены – за счет них держится темпоритм театрализованного представления.

Вот всё, из чего складывается концерт. Каждый праздник, каждая дата, каждое событие имеют собственное содержание, свой неповторимый образ. Задача режиссера-постановщика заключается в том, чтобы, поняв эту особенность, найти такой замысел концерта, который наиболее точно и ярко раскроет существо отмечаемого события. Режиссёрский замысел определяет не только «что будешь ставить?», но и «как будешь это делать?».

 

Тема: Концертный номер. Принципы просмотра и отбора концертных номеров.

Каждый концертный номер является частным изображением единой общей темы концерта, номера связывают весь концерт и создают обобщенный образ. В монтаже концертных номеров важно сохранить единство стиля и приёма, несмотря на жанровое разнообразие. Просмотр и отбор номеров – один из важных моментов работы режиссёра над будущим концертом. Перед просмотром номеров режиссёр встречается с руководителями коллективов, которые участвуют в концерте. Главное на этой встрече – рассказать о целях, задаче, теме, идее, плане работы (репетициях), установить творческий контакт с руководителем коллектива, сделать его своим единомышленником. Многое здесь зависит от режиссерского такта, умения выслушать и принять пожелания руководителя коллектива.

Просмотр номера должен носить целенаправленный характер. Задачи:

- выяснить, какие вообще есть номера у коллектива;

- к тем, которые отобрал, посмотреть содержание, качество исполнения, временная протяжённость;

- реквизит и аксессуары;

- характер музыкального сопровождения;

- состав исполнителей;

- номера, которые требуют доработки (учитывать пожелания руководителя коллектива).

Далее идёт редакторская работа:

- правильное название номера, коллектива, ФИО композиторов, руководителей, все их регалии;

- определить для себя, с чего начинается и чем заканчивается номер.

И после отбора режиссёр приступает к композиции концерта.

Композиция концерта – не просто порядок номеров, а такое их чередование, которое обеспечивает нарастание эмоционального воздействия концерта на зрителя. Композиция определяется режиссёрским замыслом.

Каждый из последующих номеров не должен быть похож на номер предыдущий. Последовательность определяется непременным правилом разнообразия жанров номеров, их контрастности с учётом контрастности зрительского интереса. Не все жанры стыкуются между собой. Выстраивая программу концерта (композицию), нужно помнить, как зритель примет тот или иной номер в данном месте концерта, то, или иное их сочетание. Режиссёр думает о том, чтобы установленный порядок номеров позволил концерту идти легко, слаженно, чётко. Это тоже зависит от композиции.

Порядок номеров определяется не сразу, перебираются десятки вариантов. Эта работа требует учета различных обстоятельств: