Антиглобализм и основная стратегия культурной глобализации

Неприятие процесса глобализации оформилось в социальное движение «антиглобалистов». Члены этого протестного движения, приобретающего всё больше сторонников и завоёвывающего всё больше симпатий, выражает стремление граждан защитить свой уклад жизни и среду обитания от транснациональных компаний. В экономическом поглощении национальных экономик они видят угрозу национальным культурам. Все уже привыкли к их присутствию и протестным демонстрациям в местах, где проходят международные экономические форумы, привыкли и к снисходительному к ним отношению.

Появился даже термин, альтернативный «глобализации» – «этнизация», процесс отстаивания своих этнических ценностей. Чем больше выравниваются различные страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности. Ведь даже в повседневной жизни, почти инстинктивно, на индивидуальном уровне люди испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга. Из страха перед потерей культурной идентичности сторонники этнизации объединяются в движение, именуемое этнонационализмом.

Вышеуказанные движения и процессы затрагивают даже, казалось бы «скреплённую» единой культурой, объединённую Европу. Протестные настроения существуют вовсе не в маргинальной среде. Так, чтобы противостоять активному проникновению английского языка, французские парламентарии установили штраф за употребление английских слов на заседании парламента, если есть аналог во французском языке. Таких примеров можно привести множество.

Процесс глобализации позволяет расширить индивидуальную картину мира за счёт «инокультурных», иных картин мира и мировоззрений. Он даёт возможность расширить границы субъективного мироощущения и мировосприятия, создаёт условия для сравнения собственных культурных традиций, норм и приоритетных ценностей с аналогичными ценностями иных культур; он позволяет объяснить и усвоить чужой, «инокультурный» образ жизни. Культурная вселенная человека расширяется до размеров культуры всего человечества – подобно тому, как после обнаружения множества планет перед человеком открывается культурная галактика.

Глобализационные процессы в культуре увеличивают роль аккультурации – процесса взаимообогощения культур. Аккультурация представляет собой процесс усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

В каждой культуре имеются черты, заимствованные из других культур. Культурные заимствования являются не только процессом унификации или синтеза, но и процессом приращения нового в различных условиях. История знает немало примеров приращения одних культур достижениями материальной и духовной культуры других цивилизаций. Например, арабскими цифрами пользуется весь современный цивилизованный мир. «Индийские» шахматы, «китайские» бумага, фарфор и порох стали общечеловеческим достоянием. В ХХ веке возрос на Западе интерес к буддизму (в частности в йоге), поэтому некоторые западные интеллектуалы считают, что буддизм превращается в глобальный интеллектуальный ресурс. Однако отмечаются изменения в буддизме в Азии, и происходят они это не без западного влияния, оказывающего огромное воздействие на буддизм исконно буддийских стран.

При всех культурных изменениях глобализационного периода духовную сферу человека следует рассматривать как сакральную часть национальной культуры, где традиции, история, система нравственных и эстетических ценностей является «святая святых» национально наследия. В условиях глобализации, считают некоторые учёные, духовная сфера не может подвергаться ни трансформации, ни унификации. Даже трансцендентное ядро веры - догматическое вероисповедание, являющееся базисной, фундаментальной основа с точки зрения представителей самых разных христианских конфессий и других религий, не страдают от адаптации к «глобальным ценностям». Тем самым система ценностей родной культуры (или веры) может быть открыта к переосмыслению и взаимообогащению только в увязке с национальными корнями и традициями.

Наглядным примером тому является Япония, - страна, удачно использовавшая культурные заимствования (например, иероглифы, буддизм и конфуцианство из Китая). При этом «страна восходящего солнца» не только не потеряла своего своеобразия, а, наоборот, «закрепила» этими приобретениями свои традиции, обогатила этими «приобретениями» неповторимость и своеобразие, увеличивая тем самым вариативность выживания и гарантируя «сохранность». Сегодняшний технологический взлёт Японии обусловлен готовностью работать по-европейски, поэтому для объяснения «японского экономического чуда» появилась ёмкая формула-лозунг: «Японский дух, западная технология». Но при этом в Японии с трудом «прописываются» представители западной культуры – нелегко освоить и усвоить «экзотические» традиции. Япония остаётся страной моноэтничной, - в ней проживают 99% японцев, и лишь 1% приходится на представителей близких культурных традиций.

 

Новая макросоциальная ситуация предполагает изменения в общественно-политическом и культурном сознании. Прошлая история человечества научила нас мыслить понятиями «зависимости» и «независимости», причём всякая зависимость считалась злом, а всякая независимость – благом. Теперь эта ментальность должна уступить место принципу взаимозависимости. Изменение сознания обусловлено не тем, что люди стали более информированными, или более умными, а тем, что наш земной шар стал единым глобальным социумом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Абрамова О.Д. Глобализация: учебник. М., 2008.

2. Аксюмов Б.В. Конфликт цивилизаций в контексте

современных глобализационных процессов. М.,2008.

3. Бек У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма –

ответы на глобализацию. М., 2001.

4. Боришполец К.П. Национальное измерение глобального

мира. М., 2009.

5. Глобализация и проблемы идентичности в многообразном

мире. М.,2005.

6. Глобализация: учебник. М., 2008.

7. Гуц А.К., Паутова Л.А. Глобальная этносоциология. М.,

2009.

8. Зеленов Л.А. и др. Современная глобализация: состояние

и перспективы. М., 2010.

9. Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс. М.,

2009.

10. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в

современном мире. М., 2004.

11. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998.

12. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2003.

13. Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2009.

14. Соколов К.Б. Особенности межкультурного

взаимодействия в условиях глобализации

культуры//Личность в социоекльтурном измерении. М.,

2007.

15. Стратегическая психология глобализации: психология

человеческого капитала. СПб., 2004.

16. Толкунов А.В. Глобализация: Учебное пособие. М., 2009.

17. Чумаков А.М. Глобализация: конткры целостного мира.

М., 2009.

18. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие

цивилизаций. М., 2001.