Конституция

Глава государства.

Парламент Великобритании.

Особенности принципа разделения властей в Великобритании.

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.

Еоражение на выборах в политических партий.

Великобритании.

Политические партии и другие общественные объединения

Основы правового статуса личности (особенности регулирования прав и свобод, правовое регулирование гражданства).

Конституция Великобритания (предмет конституционного права Великобритании, источники, составляющие Конституцию Великобритании, их особенности, порядок изменения).

Тема 15. Основы конституционного права Великобритании

8. Правительство Великобритании.

1.1. Предмет конституционного права Великобритании

В связи с отсутствием официальной систематизации права в Великобритании существуют трудности с разграничением отраслей права. Основным критерием разграничения отраслей права, в частности, конституционного и административного, по мнению известных британских государствоведов является их предмет регулирования. К предмету конституционного права Великобритании традиционно относится:

· институт главы государства;

· порядок организации деятельности законодательной власти;

· правительство, статус министров и государственных служащих;

· взаимоотношения правительства и местных органов власти;

· гражданство, гражданские свободы и их пределы;

· избирательное право;

· общая система судов, статус судей;

· публичные финансы;

· вооруженные силы, их статус, контроль за ними.

1.2. Понятие Конституции Великобритании

В Великобритании нет Конституции в конкретном значении, как конкретного юридического акта или системы правовых актов. О Конституции Великобритании можно говорить только в абстрактном значении, как о совокупности статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев. Некоторые государствоведы относят к источникам, составляющим британскую конституцию и доктринальные источники.

1.2.1. Статут – это закон, принятый обеими палатами Парламента, согласно установленной для этого процедуры и подписанный главой государства.

К статутам относятся:

· правовые акты, принятые в средние века и в новое время, такие как: Великая Хартия Вольностей 1215 года; Хабеас Корпус акт 1679 года; Билль о правах 1689 года; Акт о союзе с Шотландией 1706 года; Акт о престолонаследии 1701 года, которые принимались иначе, чем парламентские законы современности;

· законы о Парламенте 1911 и 1949 гг.; Законы о пэрах 1958 и 1963 гг.; Закон о Палате общин 1978 г.; Акт о судах 1974 г.; Законы о гражданстве 1948, 1964 и 1981 гг.; Законы о министрах Короны 1937, 1964 и 1975 гг.; Вестминстерский статут 1931 г. и ряд других;

· акты делегированного законодательства, принимаемые исполнительной властью, в частности, приказы в Тайном совете, издаваемые от имени монарха; акты, издаваемые министрами Короны.

1.2.2. Судебный прецедент представляет собой решения так называемых Высоких судов (Палаты лордов, Аппеляционного суда, Высокого суда), которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел судами. Прецеденты устанавливают принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти, регулируют вопросы прав подданных. Так, Высокий суд, рассмотрев в 1839 году исковое заявление постановил, что решение любой из палат Парламента не может изменять права страны. Тем самым был сформулирован конституционный принцип, гласящий, что изменения законодательства осуществляется только путем принятия парламентского закона обеими палатами.

1.2.3. Конституционные обычаи или конституционные соглашения.

Этот источник складывается в практической деятельности высших органов государства. Конституционные обычаи можно разделить на 2 группы:

· обычаи, регулирующие отношения между монархом – Кабинетом министров – Парламентом (например, Монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом или Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока не утратило доверие большинства членов Палаты общин);

· обычаи, регулирующие отношения в палатах и между палатами Парламента (например, замещение вакансий в комитетах Парламента осуществляется пропорционально представительству политических партий в Парламенте).

В случае возникновения противоречия между конституционным обычаем и законом, суд применяет положения закона. Нарушение конституционного обычая влечет не юридические, а политические санкции. Британские суды признают за обычаем качество права, если он отвечает следующим требованиям:

· обязательность отношений, являющихся предметом рассмотрения в суде;

· определенность;

· разумность;

· старинность;

· длительность и регулярность применения.

1.2.4. Доктринальные источники – как дополнительный источник британской Конституции представляют собой труды и мнения по вопросам конституционного права таких авторитетных ученых – юристов как Блэкстон, Бэджгот, Дайен. В случаях пробелов в конституционном регулировании к ним обращаются Парламент и суды.

Для Конституции Великобритании характерно, что ее различные источники регулируют основные конституционные отношения фрагментарно. Многие положения общественного строя деятельности политических партий, ряд социально-экономических прав граждан не урегулированы и зачастую даже не упоминаются.

1.3. Порядок изменения Конституции

Своеобразная форма британской Конституции влечет ряд последствий:

· составляющие ее источники исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены, то есть они изменяются с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства;

· отсутствие конституционного контроля, поскольку невозможно сопоставить издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если они не обладают повышенной юридической силой.

 

1.4. Форма правления, государственно-территориальное устройство Великобритании.

По Конституции Великобритания – это сложное унитарное государство, в составе которого имеются такие политические автономии как Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия. По форме правления – это парламентская монархия с демократическим политическим режимом и двухпартийной системой.