Математические методы и модели в современных научных исследованиях
Методология формирования инновационных исследований
Методология инновационного исследования включает методы, соответствующие основным стадиям исследования: а) стадии фундаментальных исследований; б) стадии прикладных исследований; в) стадии воплощения; г) стадии проведения опытно-конструкторских работ; д) циклам технологических нововведений в конкретных областях; е) циклам принятия нововведения потребителем. Многоуровневый подход к анализу инновационной деятельности с учетом ее типологии позволяет определить тип инновационной стратегии любого уровня (он зависит от преобладающего типа инноваций); конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций.
Инновационные стратегии научно-технической деятельности опираются на методологию, имеющую свою специфику в фундаментальных исследованиях, прикладных исследованиях и разработках. Система стратегий формируется в зависимости от сочетания целевых областей нововведений и формы реализации научно-технической продукции. В инновационных исследованиях широко применяются методы системного анализа, системного и проблемного программирования. В социотехническом проектировании сложных человеко-машинных систем они дополнены методами системотехники, эргономики, инженерной психологии, технической эстетики и дизайна.
Инновационная направленность современных научных исследований характеризуется математизацией и информатизаций, применением высоких технологий в фундаментальных и прикладных исследованиях. В естественных науках широко применяется математизация физических методов (аксиоматические и конструктивные теории поля и др.). Перспективы математизации нефизических областей естествознания и социально-гуманитарного знания (лингвистических, структурно-антропологических, психологических исследований, когнитивистики) связаны с выявлением системно-структурных элементов данных дисциплин, поддающихся методам математического описания и статистической обработки.
В современных научных исследованиях широко применяется математическое, информационное и концептуальное моделирование. Его использование требует знания основных алгоритмов построения модели, связано с выбором критериев адекватности, проблемой интерпретации. Перспективными направлениями являются использование математических методов и моделей с применением ЭВМ в прогностических исследованиях, связанных с разработкой сценариев будущего развития (в исследовании глобальных проблем), в процессах принятия решений в управлении сложными социально-экономическими системами.
Широкое применение информационных технологий способствует эффективности внедрения новых научных разработок в различных областях знания. Для эффективного использования баз данных и баз знаний широко применяются принципы представления знаний с помощью фреймов, сценариев, продукционных систем, семантических сетей. К технологиям практического применения относятся: интеллектуальные пакеты прикладных программ, расчетно-логические, обучающие системы – тьюторы, экспертные системы и т.п. Создание интерактивных графических систем проектирования используется в системотехнических исследованиях. Применение информационных технологий способствует интеграции исследований, образованию комплексных научно-технических дисциплин.
Проблема управления инновациями многоаспектна и связана с вопросами инновационного менеджмента, ролью НИОКР, совершенствованием методологии управления изменениями. Инновационный менеджмент включает практическую и научную составляющие. Практическая – связана с управлением инновациями в той или иной сфере на основе определенной методологии. Управление изменениями может носить революционный или эволюционный характер и определяется спецификой инновационных стратегий.
Тема 5. Логические основания научных исследований.(2 ч.)
1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
2. Понятия логической формы и логического закона. Научный закон и его логико-гносеологическая характеристика. Классификация научных законов. Соотношение законов науки и законов мироздания. Функции законов в научном познании.
3. Понятие научного принципа. Соотношение научных принципов и законов.
4. Вопрос как форма познания. Проблема как элемент научного познания. Условия разрешимости проблем в науке.
5. Логические принципы научных исследований. Проблема истины в науке.