Уровни эмпирического знания

Эмпирические знания получают в результате применения методов эмпирического исследования в процессе соответствующей научно-исследовательской деятельности.

На первой стадии эмпирических исследований в процессе наблюдения и эксперимента получают опытные данные. На второй стадии эмпирических исследований, в результате обработки опытных данных, их систематизации и классификации, получают эмпирические факты. На третьей стадии эмпирических исследований, в процессе обобщения эмпирических фактов, вырабатывают знания об эмпирических закономерностях. Здесь же, в результате идеального и знакового моделирования, строят феноменологическую конструкцию или эмпирическую теорию, с помощью которой изучают и проверяют предполагаемые эмпирические закономерности.

Поскольку в названных формах эмпирического знания проявляется иерархическая связь как движение от более простой формы знания к более сложной его форме, то к изучению структуры эмпирического знания применяют уровневой подход. Соответственно в эмпирическом знании выделяют уровни опытных данных, эмпирических фактов, эмпирических законов и эмпирических теорий. Первым и простейшим уровнем эмпирического знания являются опытные данные, получаемые в наблюдении и эксперименте. Эти опытные данные представляют собой единичные эмпирические высказывания, «протокольные предложения», оформленные в соответствующих понятиях и терминах.

Эмпирические факты являются вторым, более высоким уровнем эмпирического знания. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, являются общими утверждениями статистического или универсального характера об отсутствии или наличии некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области, их количественной определенности. Символическими представлениями эмпирических фактов являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.

Следующим, ещё более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирический закон. Эмпирические законы получают в результате эмпирического обобщения группы фактов, когда устанавливаются общие, повторяющиеся, устойчивые связи. По своей форме эмпирический закон выглядит как связь эмпирических понятий: «Все тела при нагревании расширяются», «Все материалы – электропроводны» и т.п.

Самым общим, четвертым уровнем существования эмпирического знания являются феноменологические или эмпирические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (небесная механика И. Кеплера, феноменологическая термодинамика, периодическая таблица химических элементов и др.)

 

Особенности эмпирических исследований в естественных, технических и социально-гуманитарных науках.

Естественнонаучные эмпирические знания являются отражением природных явлений – материальных образований, свойств и процессов неживой и живой природы. Поэтому специфика эмпирических исследований имеет место в физике и биологии. Даже в самой физике своей спецификой обладают эмпирические исследования микро-, макро- и мегамира.

Научно-технические эмпирические исследования связаны с искусственно создаваемым миром техники. В технических объектах синтезированы физико-химические, конструктивно-технические и технологические, экономические, эргономические, экологические и эстетические свойства. Поэтому эмпирические исследования в технических науках специфичны в естественно-технических, технико-технологических и социально-технических дисциплинах.

Эмпирические исследования в социально-гуманитарных науках обращены к социально-антропологической реальности, которая характеризуется единством материального и идеального, объективного и субъективного, она также отличается индивидуальностью и неповторимостью явлений и процессов, высокой динамикой развития, особым характером и механизмом действия социальных законов. В социально-гуманитарных науках эмпирическое исследование предполагает не только изучение явлений и внешних событий социальной реальности, но также оно предполагает изучение мыслей людей об этих явлениях и событиях. Таким образом, в социально-гуманитарных науках появляется новый объект изучения, с которым естественные и технические науки не имеют дела, – это изучение мыслей людей, содержания их сознания, знаний и ценностей, мотивов поведения.

Специфика эмпирических исследований в различных областях науки обусловлена также спецификой в исполнении основных функций соответствующих наук. Например, естественные науки являются в основном познавательными науками, их научный продукт – знания и открытия как высший вид знания. Напротив, технические науки носят ярко выраженный практический характер, их основная задача не познание существующего, а нахождение новых технических решений, изобретения как высший вид технических решений. Свою специфику в функциональном плане имеют также социально-гуманитарные науки – в них объединены познавательные, практические и социокультурные исследования.

Особенности эмпирических исследований обусловлены также спецификой методов научного исследования в различных областях науки. Например, в естествознании главная роль в эмпирических исследованиях принадлежит наблюдению и эксперименту. В социально-гуманитарных науках находят применение, кроме наблюдения и эксперимента, другие методы сбора социальной информации – опрос, анализ документов, тесты, государственная статистика и др. Важной особенностью эмпирических исследований в различных областях науки является их специфическая связь с интересами социальных субъектов, то есть с субъективным фактором. Эта субъективная детерминация, связанная с миром ценностей, с различными мотивами поведения людей, возрастает в движении от естествознания к техническим наукам и достигает наибольшего эффекта в социально-гуманитарных науках. Субъективное присутствует и в субъекте, и в объекте этих наук. В связи с этим, в социально-гуманитарных науках большую роль играют, наряду с когнитивными методами, методы понимания, исследованием которых занимается герменевтика. Наконец, для эмпирических исследований в социально-гуманитарных науках характерна наибольшая связь с философскими основаниями. Руководящая роль теории, общенаучных и философских оснований присутствует в любом эмпирическом исследовании, однако наиболее ярко это влияние проявляется именно в социально-гуманитарных науках.