Состав административного проступка.
Понятие и признаки административного проступка.
Понятие, признаки и основания административной ответственности.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, применяемой за совершение административного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности и, вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.
Признаки административной ответственности:
1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным правом;
2) носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;
3) применяется, как правило, органами исполнительной власти, и лишь в отдельных случаях – судами;
4) порядок привлечения к административной ответственности упрощен по сравнению с уголовной ответственностью;
5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной ответственности.
Основание административной ответственности – наличие в деянии виновного лица состава административного проступка.
Административный проступок – это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на социальные блага, охраняемые административным законодательством.
Признаки административного проступка:
1) противоправность. 2) антиобщественный характер. 3) виновность. 4) наказуемость.
Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).
Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.
Состав административного проступка – это совокупность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.
Состав административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и объективную стороны:
1) объект админ. проступка – это общественные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонарушитель;
2) объективная сторона административного проступка – деяние (действие или бездействие), его вредные последствия, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное деяние. Все остальные признаки являются необязательными (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой административного права;
3) субъект административного проступка – граждане Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения проступка 16-летнего возраста. Среди субъектов административного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут повышенную по сравнению с иными лицами ответственность.
Субъектом административного проступка, предусмотренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;
4) субъективная сторона административного проступка – связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и ель совершения правонарушения. Вина –основной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствий и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются необязательными (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой административного права.