Базовая роль источника в исторической науке

 

Понятие «исторический источник». Как же рассказать о ненаблюдаемом и невоспроизводимом в эксперименте прошлом? Это можно сделать лишь опосредованно — с помощью и через исторические источники. Источники играют основополагающую роль в исторической науке. Источник — сырьевая база для историка-исследователя.

 

 

Источником является все, на чем могут быть основаны наши знания о прошлом. Источники бывают вещественные, устные, письменные. Основная масса сохранившихся источников — письменные. Главными видами письменных источников являются материалы социально-экономической статистики, парламентские и дипломатические документы, периодическая печать (газеты и журналы), мемуары и эпистолярии (частная переписка), произведения художественной литературы.

Различая «источник» и «исследование» («источник» и «литературу»), некоторые студенты подчас применяют слово «источник» не в научном, а в житейском смысле и все использованные ими при написании письменных сочинений материалы называют своими источниками. Исторический труд («литература») может стать историческим источником (притом главным источником) в историографическом исследовании. Так, монографии Тарле и Борисова о Талейране являются потенциальными источниками при теме «Талейран в отечественной историографии».

Так как без исторических источников ни история, ни наша «Методология истории» невозможны, мы посвятим методологии источниковедения несколько последующих лекций, сегодня наша задача -— усвоить их базовое значение.

Я попытаюсь сделать это, рассказав о том, как и на основе каких источников была написана моя книга «Наш школьный класс как зеркало поколения (1929—1939 гг.)» (Иваново, 2001).

«Наш школьный класс». Жизнь и начавшаяся в год окончания школы (в г. Житомире на Украине) Вторая мировая война разметала наш дружный класс по всему огромному СССР, но мы — оставшиеся после войны в живых — поддерживали связи, а в юбилейные годы приезжали на встречи в Москву. На встрече 1989 года по поводу 50-летия окончания школы, когда в застолье каждый соученик отчитывался о прожитых годах, мне как единственному профессиональному историку предложили написать историю класса. Год спустя я разослал переплетенный машинописный текст этой истории каждому соученику, а когда — в конце минувшего века — микроистория вошла в почет, опубликовал книгу. Как и на какой базе удалось это сделать?

 

 

Во время этой встречи, в нескольких поездках в Москву, Житомир, Брест, Ригу и другие города, а также путем интенсивной переписки с соучениками были собраны фотографии и воспоминания о школьном времени; учителей уже не было в живых, но кое-что рассказали их дети и школьная пионервожатая, кое-что дал просмотр областной газеты «Радянська Житомирщина»; довоенные архивы погибли во время Великой Отечественной войны, но в архиве гороно были обнаружены личные дела тех наших учителей, которые на склоне лет в первые послевоенные годы еще трудились в разных городских школах; конечно, посещения сохранившегося школьного здания помогли вжиться в довоенную школьную атмосферу. Так появилась эта книга.

Подумайте: какими источниками сможет воспользоваться спустя, скажем, полвека историк, в том числе любой из вас, если захочет восстановить историю вашего курса?

Исследование и компиляция. Произведение о прошлом, основанное не на источниках, а на других произведениях о прошлом, является не исследованием, а компиляцией. Слово «компиляция» происходит от лат. глагола compilare, который означает «грабить» (в том числе чужие мысли). Ее автор, по выражению польского историка первой половины XIX века Иоахима Лелевеля, смотрит на прошлое чужими глазами.

Несмотря на ненаучность всякой компиляции, она может быть полезна для популяризаторских целей (например, очевидно научно-популярное значение небольшой книги К. Каутского «Экономическое учение Карла Маркса»).

Понятно, что компилятивность студенческих сочинений, преследующих, по идее, учебные задачи, неприемлема.

Шутки ради напомним, что хуже компиляции — плагиат, то есть грабеж не просто чужих мыслей, а чужих слов. Если приведенные в кавычках и со ссылкой чужие слова являются цитатой, то списанные без кавычек и ссылки — квалифицируются как плагиат, зачастую заслуживающий не только моральной, но и правовой оценки.