Как я создавал интернет-магазин
Фичер
Обзорные статьи
Обзо́рные статьи́ - статьи, интегрирующие опыт нескольких компаний в отрасли. Готовятся не всегда журналистами, даже специализирующимися на конкретных темах, поскольку здесь необходимо знание проблемы, что называется изнутри. В основном авторами здесь выступают эксперты или даже руководство компаний, которые анализируют определенную отрасль или сегмент рынка, подвергают экспертной оценке их динамику и перспективы развития, приводят соответствующие факты и цифры. Паблисити меньших по размерам и более слабых компаний может улучшиться в результате включения материалов о них в обзорную статью вместе с материалами о крупных и сильных конкурентах.
Обзорная статья - статья:
- посвященная динамике и перспективам развития определенной отрасли или сегмента рынка;
- интегрирующая опыт нескольких компаний;
- приводящая соответствующие факты и цифры.
Обычно авторами обзорных статей выступают эксперты или руководители компаний.
Фи́чер - тип текста в PR в виде истории, написанной в достаточно неформальном легком информативном стиле, иногда с элементом развлекательности. Как правило, история плавно разворачивается по схеме: описание-объяснение-оценка. Главная задача здесь - упоминание в СМИ в наиболее привлекательном для читателя виде. Хорошо подготовленные занимательные истории всегда могут украсить газету или журнал и привлечь читательский интерес.
Имиджевая статья - статья, позиционирующая имидж главного лица компании или организации в целом.
Формирование позитивного образа предприятия, его деятельности, достойное позиционирование на рынке — главная задача написания имиджевых статей. Имиджевые статьи — это гибкий маркетинговый инструмент, который позволяет максимально быстро решить поставленные задачи, имеет выгодное соотношение затрат на написание статьи и эффекта от результата ее использования. Имиджевые статьи — это не просто реклама, а интересный материал, посвященный вашей компании или событиям, связанным с ней. Имиджевая статья пишется в самых разнообразных жанрах: информационно-аналитические статьи, обзоры товаров и услуг, репортажи, интервью.
Написание имиджевой статьи включает в себя:
— определение целей и задач создания и использования имиджевой статьи;
— изучение истории компании, предлагаемых товаров или услуг;
— определение потенциальной аудитории, на которую нацелена статья, изучение ее особенностей, вкусов и предпочтений;
— определение жанра, в котором будет написана имиджевая статья (в виде информационно-аналитической
статьи, обзора товаров и услуг, репортажа, интервью);
— написание имиджевой статьи с учетом смыслового и подсознательного восприятия читателя, ориентации на создание определенного эмоционального восприятия, формирования позитивного образа компании и многое другое;
— мониторинг эффективности использования имиджевой статьи.
Имиджевые статьи — это удобная форма убеждения читателей в том, что ваша компания или предлагаемые вами товары и услуги имеют хорошее качество, надежны и обладают уникальными свойствами. Такие статьи представляют информацию о компании в интересном и полезном информационном контексте. Если вы обратитесь в нашу компанию, весь наш потенциал и накопленный опыт написания имиджевых статей будут работать на формирование позитивного образа вашей компании, ее товаров и услуг .
Виды:
Персональная - позиционирует имидж лица в целом (портретная)
* О корпорации - позиционирует имидж компании в целом или в связи с определенным поводом:
- юбилей компании
- изменение производства или выпуск новой продукции
- характеристика компании в целом (без повода)
Имиджевая статья - это коммерческая форма текста.
Имиджевое интервью -позиционирование первого лица в вопросно-ответной форме.
По целям и видам имиджевое интервью схоже с имиджевой статьёй.
Возможно наличие имиджевого фото первого лица.
Имиджевое интервью либо не подписывается, либо ставится подпись пресс-служащего компании.
Имиджевое интервью может выполнятЬся для корпоративной газеты или для широкой печати.
Интервью является одной из наиболее распространенных форм подачи материала в СМИ. Беседы с лидерами мнений, подготовленные PR-специалистами, охотно используются ведущими изданиями. Для СМИ интервью являются информацией из первых рук по проблемам, волнующим общество, которая исходит от лиц, компетентных в данной области. Немаловажную роль играет и личная привлекательность для читателей тех или иных лидеров мнений.
Существует несколько видов интервью.
- Интервью-монолог, когда гостю задается один важный вопрос, на который требуется очень подробный обстоятельный ответ. Такие интервью характерны для беседы с крупными государственными или общественными деятелями, комментирующими важную общественную проблему или значимое событие.
- Интервью-диалог - беседа в вопросах и ответах. Такое интервью имеет своей целью представить читателю героя материала, его жизненные и профессиональные качества, некоторые подробности личной жизни и трудовой деятельности.
- Групповое интервью - дискуссия, предполагающая участие нескольких гостей (политических лидеров, бизнесменов, независимых аналитиков, сотрудников органов государственной власти и др.), для предоставления аудитории всего спектра мнений по определенной проблеме. Эта форма интервью широко используется в политических программах на телевидении.
- Интервью-зарисовка. Этот тип интервью предполагает более активную роль журналиста, который не только задает вопросы, но и высказывает свою точку зрения, делает исторические отступления, представляет собеседника и т.д. Такие интервью характерны для крупных журналистов, личный авторитет которых в обществе значителен.
ЛЕКЦИЯ 12. ПР статьи. Часть 2. Художественная статья.
Фи́чер - тип текста в PR в виде истории, написанной в достаточно неформальном легком информативном стиле, иногда с элементом развлекательности. Как правило, история плавно разворачивается по схеме: описание-объяснение-оценка. Главная задача здесь - упоминание в СМИ в наиболее привлекательном для читателя виде. Хорошо подготовленные занимательные истории всегда могут украсить газету или журнал и привлечь читательский интерес.
Занимательная статья - это материал развлекательного плана, связанный с деятельностью организации, который готовится с целью его возможной публикации в СМИ. Стиль занимательной статьи является легким и непринужденным, включает в себя юмор и иронию. Такая статья обычно строится по схеме: описание - объяснение - оценка, - и служит для информирования целевой аудитории в увлекательной форме. Такие материалы могут быть подхвачены СМИ, если они не банальны и несут в себе нужный читателям опыт. Вот так, например, на сайте http://www.bizon.ru выглядел занимательный рассказ генерального директора крупной дистрибьюторской компании об опыте создания собственного электронного магазина.
Моя жизнь текла спокойно и немножко лениво. Созданный 5 лет назад бизнес по установке стиральных машин под специально созданные нами раковины "Кувшинка" давал возможность спать до 11 часов, приходить на работу 3 раза в неделю и позволять себе некоторые излишества. Но в жизни все же чего-то не хватало. Именно тогда мы с моим компаньоном вздумали пойти учиться в английский университет - благо язык знаем, а преподаватели из Kingston University приезжают в Москву…
…Как раз тогда я стал замечать, что наш сайтик, повешенный за копейки на бесплатном хостинге мальчиком-десятиклассником, дает какието отклики. Люди писали, звонили, и счетчик что-то показывал.
Появилась мысль: не расширить ли нам ассортимент таким дешевым способом? Мальчику мы тогда платили за сайт 30 долл., наработанные связи позволяли надеяться на дешевые поставки.
В это время проходила компьютерная выставка, и я решил сходить. Там я увидел что-то вроде интернет-магазина и загорелся…
…Однако компаньоны стали обращать мое внимание на постоянные убытки. Иногда нам удавалось оправдать текущие расходы, но нужно было расти. Очень скоро понадобились дополнительные телефонные линии, появилась идея, как кардинально улучшить программу, как сделать то или это. Конечно, рост ограничивается финансовыми возможностями. Тем более что ближайшие конкуренты имеют неограниченное финансирование и цель - не достичь прибыльности, как мы, а захватить долю рынка.
В такой ситуации остается противопоставить им только лучшее знание рынка и методы партизанского маркетинга, о которых я расскажу в следующей статье.
Занимательная статья - это материал развлекательного плана, связанный с деятельностью организации, который готовится с целью его возможной публикации в СМИ.
Стиль занимательной статьи является легким и непринужденным, включает в себя юмор и иронию. Такая статья обычно строится по схеме: описание - объяснение - оценка, - и служит для информирования целевой аудитории в увлекательной форме. Такие материалы могут быть подхвачены СМИ, если они не банальны и несут в себе нужный читателям опыт.
Однако «занимательная» не означает полностью «развлекательная» статья. Такие статьи могут быть посвящены очень серьезным, животрепещущим и насущным проблемам.
Фичер (feature) или занимательная статья - достаточно распространенная форма коммуникации ПР-служб со СМИ в развитых западных странах, но не очень распространенная в России. Для этого типа текста характерны “неформальный”, несколько расслабленный, информативный стиль, история плавно “разворачивается”, иногда в фичер-стори присутствует даже элемент развлекательности. Как правило, фичер строится по схеме: описание-объяснение-оценка.
Занимательная история, фичер - это своего рода “любопытное чтиво”, в котором фигурирует или упоминается компания, ее представители или же те или иные аспекты в деятельности компании. Конечная задача этого типа текста - упоминание в СМИ в наиболее привлекательном для читателя и благоприятном для компании контексте. От того насколько интересна будет история для журналистов и редакторов, насколько мастерски и “вкусно” написан текст, зависит - попадет ли фичер в поле зрения читательской аудитории, будет ли он использован журналистом в той или иной форме.
Как показывает практика, журналисты и редакторы весьма благосклонно относятся к фичер, которые рассылаются по редакциям или предоставляются на эксклюзивной основе. Профессионально подготовленные занимательные истории всегда могут украсить газетную полосу, переполненную проблемами и новостями, и привлечь читательский интерес. И для этого не нужно “откапывать” такие истории, тратить журналистское время, занимательная история предоставляется безвозмездно и практически готова к публикации.
Подобное отношение к исходящим из ПР-структур материалам наблюдается и в России. В частности, российское представительство Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) регулярно получает из центрального офиса организации наборы профессионально подготовленных фичерз, занимательных историй или фактов, связанных с деятельностью WWF в разных странах мира, которые подготовлены для печати (нуждаются только в переводе) и рассылаются по всем представительствам WWF. Эти занимательные истории распространяются по федеральным и региональным изданиям, тематическим изданиям (посвященным охране природы) и некоторые из них регулярно публикуются со ссылкой на WWF или используются в публикациях.
При подготовке фичер для привлечения читательского внимания используются цитаты, описание событий, реалистичные диалоги, слова, которые “создают картинку”. Где возможно, используется настоящее время, чтобы добиться эффекта присутствия и продолжающегося действия.
Прямой лид (называние в первой фразе всей сути дальнейшего текста) в фичер-стори избегается. Для начала истории используются описание инцидента, события, или анекдот. Задача первого абзаца - вовлечение в ситуацию, использование человеческого интереса, а основное требование к началу истории - соответствие его главной теме всего текста.
В самом тексте, (в “теле”) избегается чрезмерная загруженность деталями, “пара цитат” и описание события могут рассказать всю историю.
При подготовке фичер стоит помнить мудрое изречение - “красивая ваза состоит из глины и ее отсутствия”, то есть, не нужно пытаться вставить в текст всю информацию, которая есть в наличии.
Стоит отметить, что фичер - это не только (и не столько) тип текста в ПР, инструмент ПР-специалиста, но и достаточно распространенный журналистский жанр, поэтому для подготовки фичер используются те же правила, что используют журналисты. Менчер в своей работе приводит в качестве “примера для подражания” формулу фичер-стори в газете The Wall Street Journal, которая успешно используется в течение многих лет:
начало - начни с анекдота (забавной истории или случая), привлекательной иллюстрации к теме,
тема - вскоре после начала сформулируй основную тему (основной пункт темы), не опускай это ниже шестого абзаца,
“тело” - детали, которые объясняют тему - скажи читателю что случилось и почему, расскажи - как развивается ситуация.
Для фичера (feature story) характерен неформальный, несколько «расслабленный» информативный стиль, когда история «разворачивается» плавно. Иногда тут уместен и элемент развлекательности. Как правило, фичер строится по схеме: описание – объяснение – оценка. Это напоминает увлекательный рассказ.
Конечная задача здесь — представление информации в СМИ в наиболее привлекательном для читателя и благоприятном для компании контексте. От того, насколько интересна будет история для журналистов и редакторов, насколько мастерски написан текст, зависит — попадет ли фичер в поле зрения читательской аудитории, будет ли он использован журналистом в той или иной форме. Профессионально подготовленные занимательные истории всегда могут украсить газетную полосу, переполненную проблемными статьями и новостями, и привлечь читательский интерес. Тем более что самим журналистам не нужно «откапывать» такие истории, тратить свое время на то, что предоставляется безвозмездно и в виде, практически готовом к публикации.
Руководство многих СМИ весьма благосклонно относится к фичеру, если не видит в этом «злого умысла». Подобного рода информация очень часто готовится для компаний, относящих себя к «третьему сектору», экологическим и благотворительным организациям.
Иногда представленные интересно и с неожиданной точки зрения детали второго плана дают возможность специалистам по связям с общественностью попробовать свои силы в этом новом для себя жанре, который по своим характеристикам в полной мере может быть отнесен к чисто журналистской практике.
Некоторые американские авторы, пишущие о письменных коммуникативных технологиях в PR, замечают, что все тексты, создаваемые службами по связям с общественностью, должны быть функциональными и полностью отвечать всем стандартам в области стиля и орфографии, но есть также и жанры, в которых автор может проявить воображение, внести юмористические или ироничные интонации, использовать литературные приемы, делающие текст интересным и привлекательным (Reilly, 2004). Жанр «занимательной статьи» требует от пишущего всех этих и многих других умений, поэтому в письменной практике по связям с общественностью относят такую деятельность к области «высшего пилотажа».
Как правило, занимательная статья действительно предоставляет автору большую свободу для творчества, так как она в структурном отношении не регламентирована так жестко, как основные информационные PR-материалы. Одним из видов занимательной статьи является статья-портрет, основанная на проведении глубинного, имиджевого интервью с лицом, которому посвящена статья; тактичность, точность в передаче фактов, чувство стиля и личная симпатия пишущего к герою сюжета — важные составляющие для написания статьи Подобного вида.
Газета «Аргументы и факты» в № 9 за март 2004 г. в рубрике «Дело» опубликовала материал под названием «Женщины, которые "сами с усами"» и с подзаголовком «Признания и успеха они добились без мужчин». В статье есть имена пяти героинь этой статьи и описан их совместный двенадцатилетний путь к успеху — открытие некоммерческого образовательного учреждения. Но статью нельзя отнести к области паблисити или рекламы, так как не дано названия не только вуза, который они создали, но даже города, в котором он находится.
И только люди, знакомые с героинями статьи, сразу понимают, что речь идет о Невском институте языка и культуры в Санкт-Петербурге. В статье царит шуточный, иногда даже игривый тон, она полна самоиронии, все жизненные трудности служебного и личного характера, пережитого героинями за эти двенадцать лет, в статье приобретают если не полностью оптимистический характер, то уж во всяком случае создают впечатление, что главное в жизни — воля, трудолюбие, вера в себя и тех, кому с тобой по пути.
И хотя это в полном смысле занимательная статья, она, конечно же, несет очень сильный имиджевый заряд. Читатель, не получивший информации ни о направлении деятельности созданного высшего учебного заведения (гуманитарный? технический?), ни его адреса, тем не менее получает очень положительный образ и учебного заведения, и особенно его создателей.
Лекция 13. Блоги и блогосфера. ПР текст в сети Интернет.
Блог – это сокращенная формула словосочетания web (сеть, паутина – англ.) и log (вносить в вахтенный и т. п. журнал – англ. мор.) - сетевая страница или даже веб-сайт в форме персонального дневника, где публикуются тексты, фотографии, видео и аудио файлы, а также размещают ссылки.
Блоггинг - создание собственного сайта-блога,
его информационное обеспечение,
добавление новых сообщений или комментариев
в уже существующий блог.
Блоговые посты - индивидуальные статьи (сообщения,
комментарии) в блоге (blog posts, posts).
Блоггер - человек, который размещает все это на сайте.
Блогосфера - сетевое пространство, в котором
работают блоггеры.
1. Блог — это сайт
2. Заметки в блоге располагаются в хронологическом порядке
3. Блог пишется одним человеком от первого лица
4. Блог содержит ссылки на другие сайты, интересующие автора
5. Блог обновляется регулярно: ежедневно либо несколько раз в неделю
6. Блог позволяет оставлять комментарии к заметкам
7. Блог содержат “блогролл” - список ссылок на другие интересные блоги
8. Блог позволяет создать представление об его авторе
Блог - любое интенсивное личное сознательное
присутствие индивидуала (блоггера) в сети,
которое может структурно выражаться на сайте,
на странице в Интернете,
в одном или в нескольких форумах.
Блоггер концентрирует на себе внимание целевых
аудиторий и создает вокруг себя информационное
пространство. Активный блоггер - это человек-оркестр,
человек-средство массовой информации.
Доска объявлений (англ. www-board, синонимы: веб-доска, веб-борд). Сайт, где вы можете разместить свое объявление - аналогично доске объявлений или газете бесплатных объявлений в обычной жизни. Как правило, такие доски являются бесплатными, тематически организованными и модерируемыми. На такой доске можно легко разместить свое объявление, указав его тематику и срок хранения, и оно появится на доске практически сразу после отправки.
Часто на веб-досках для удобства поиска информация представляется в структурированном виде. Например, размещая объявление, вы указываете свой город, контактный телефон, цену товара и условия поставки. А когда вам нужно, наоборот, найти среди объявлений подходящее предложение, вы ограничиваете поиск соответствующими критериями: например, ищете щенков только в Питере, только до полугодовалого возраста и не дороже 500 рублей.
Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте.
Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.
Хозяин форума определяет правила поведения в нем и при необходимости модерирует его.
В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос. Частный случай форума - пресс-конференция в интернете, когда форум организуется как общение пользователей сайта с приглашенными гостями.
Чат (от англ. to chat - болтать) - это общение в интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" - чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата. Для того, чтобы общаться в чате, нужно просто выбрать себе имя, под которым вы "появитесь" в нем, и послать в чат сообщение, которое сразу же появится в общем потоке.
Архивы чатов в чистом виде, как правило, не имеют смысла, поскольку текст выглядит сплошной мешаниной, в которой очень трудно понять, кто, кому и какое сообщение посылал.
Поскольку в чате, в отличие от форума, нельзя оставить сообщение "впрок", чат фактически существует, только если в нем в некоторый момент времени встретились хотя бы два человека. Как правило, чат - это молодежная тусовка, а не инструмент для дискуссии.
Первые попытки теоретически обосновать и измерить блогосферу относятся к концу 1990-х - началу 2000-х годов. В 1999 году возник проект www.livejournal.com
(Живой Журнал – ЖЖ), а вместе с ним упростилась процедура создания блога, появилась возможность объединить блоггеров на одном ресурсе, сделать поиск по блогам, дать возможность читателям комментировать тексты блога. Следующим этапом стало создание сообществ – блогов, которые ведут несколько авторов для большой аудитории.
Многие СМИ создают свои блоги. Таким образом, блоггеры и их сообщения формируют контекст многих событий, которые потом освещаются в СМИ.
Мнение: исследования блогосферы эффективнее фокус-групп: если на фокус-группах тестируются те части продукта, которые интересны производителю, то в блогах люди пишут о реальном опыте использования.
Преимущества корпоративного блога:
1.Создание виртуального сообщества коллег и активных потребителей
2.Неформальный подход к ведению блогов
3.Корпоративные блоги вести гораздо легче, чем регулярно писать материалы на страницу новостей компании
4.Прямая коммуникация и обратная связь
5.Стимулирование обмена мнениями
6.Источник информации для профессионалов и журналистов
7.Высокий уровень доверия информации в блоге
8.Ведение блога придаёт компании “человеческое лицо”
9.Блог позволяет демонстрировать компетентность специалистов