Лекция 1. Формирование информационного поля компании

  1. Понятие информационного поля в связях с общественностью

Анализ ряда источников показал, в теоретическом плане понятие информационное поле организации в связях с общественностью представляет собой малоизученный аспект.

Дело в том, что разработка теории информационного поля приходятся на конец ХХ - начало XXI века.

Сам термин происходит из новых подходов к применению информации, определения ее роли и места в обществе.

Информационное поле организации – это пространство, состоящее из информационных потоков, доступное для управления, анализа и изучения, в котором происходит передача и циркулирование сообщений и сведений о жизни организации, рассматриваемые в процессе их передачи и восприятия. На данное определение мы опираемся в дальнейшем в ходе нашей работы.

Информационное поле организации образуется совокупностью людей и информации, которой они обмениваются и которую воспринимают, и общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека

Информационное поле организации формируют информационные потоки, которые образуются при появлении организации без специальных манипуляций. Однако в определенный момент возникает необходимость управления и анализа информационными потоками организации, для того, чтобы совершенствовать, развивать и управлять отношения организации и общественности, что является непосредственной сферой деятельности специалистов по связям с общественностью.

Управление информационными потоками является ключевым фактором становления, развития организации и привлечения необходимого внимания со стороны основных групп общественности.

На основе анализа материалов, можно выделить следующие функции информационного поля организации применительно к связям с общественностью:

· Информационная (информирование о событиях и условиях отношений организации и общественности)

· Социальной связи (комментирование и интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности, формирование благоприятного отношения )

· личностной идентификации (подкрепление индивидуальных ценностей)

· интеграции (формирование основы для диалога, социального общения, помощь в реализации социальных ролей)

Исследуя материалы, мы можем отметить присущие информационному полю организациисвойства:

· Динамичность (В информационном поле не бывает завершенного состояния, оно постоянно находиться в движении, расширяется, уменьшается и проч. Отсюда возможно следующее следствие: достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства)

· Структурированность. Информационное поле неоднородно, в нем есть вещи, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной точки информационного поля.

· Универсальность: Любая область человеческой деятельности относительно этой организации опирается на него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой профессиональной области.

Любая организация обладает внутренним и внешним информационным полем. Следует отметить, что в данной работе мы рассматриваем преимущественно восприятие организации внешней общественностью с помощью разнообразных каналов коммуникаций. В целом специалисты по связям с общественностью выделяют следующиенаправления работы с информационным полем организации:

Ø Организационно-журналисткое(подготовка, рассылка размещение пресс-релизов, сообщений, заявлений, статей и других материалов в СМИ; организация пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами и т.п.);

Ø Образовательное (экономические и технические консультации, разработка стратегии и тактики мероприятий, и т.п.);

Ø Консультационное (проведение обучающих семинаров, курсов, тренингов, организация "круглых столов", конференций, встреч);

Ø Научно-исследовательское и аналитическое (проведение комплексных маркетинговых исследований рынка, социологических опросов, замеров общественного мнения, анализ публикаций СМИ, разработка профилактических мер поведения, прогноз кризисных ситуаций и т.п.);

Ø Рекламно-представительское (планирование рекламных кампаний; изготовление различных видов рекламного продукта, его размещение на рекламоносителях и т.п.);

организация и проведение специальных мероприятий (праздники, выставки, ярмарки, презентации, конкурсы, спонсорство и т.д)

Ø Издательское (издание специальных брошюр, книг, журналов по основным направлениям деятельности, информационных и статистических справочников, каталогов);

Ø Корпоративное (разработка имиджа собственной фирмы, информационно-пропагандистская работа в СМИ).

Результат эффективной работы специалиста по связям с общественностью – это насыщение в высшей мере информационного пространства информацией об организации. Совокупность информационных сообщений об организации представляет собойплотность информационного поля организации. Кроме того,важно, чтобы сообщения носили позитивный характер, поскольку логично, что большое количество негативного информационного потока оказывает негативное воздействие на общественность организации. Анализ специальной литературы позволил выявить нам основныецели формирования и поддержания благоприятного информационного поля организации специалистом по связям с общественностью:

· Форсирование проведение сделок

· Поддерживать информацию о компании в инвестиционной среде, информирование существующих и потенциальных инвесторов о состоянии дел в организации

· Поддерживать информацию о компании на фондовом рынке

· Обеспечение лояльности клиентов

· Расширение клиентской базы

· Поддержание и привлечение интереса к организации со стороны общественности

· Стимуляция участия общественности в программах и мероприятиях организации

· Формирование круга постоянных клиентов

· Повышение корпоративного имиджа организации

Исследование понятия информационное поле организации позволяет нам выделить следующиезадачи формирования благоприятного информационного поля организации:

· Формирование разнообразных информационных потоков

· Налаживания каналов передачи информации

· Насыщение информационных сообщений общественно значимой информацией, способной оказывать влияние на целевые аудитории

· Устранение «помех» влияющих на передачу информационных сообщений

· Увеличение общего объема информации об организации

· Создание образа организации в глазах общественности

· Обеспечение «обратной связи» с целевыми аудиториями

Исследование многочисленных источников: книг и статей позволило нам в результате обобщения составить структуру информационного поля организации. Информационное поле организации состоит из:

1. Единиц информационного поля, генерирующих информацию:

· в СМИ – групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы (журналисты, редакторы)

· ньюсмейкеры – лидеры общественного мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);

· эксперты – выступают в роли интерпретаторов. Это специалисты, которые активно и профессионально работают с информацией, от их интерпретации зависит характер и форма информационных потоков (например, политологи, экономисты, социологи и др.);

· лидеры мнений – в отличие от вышеперечисленных категорий не завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие совокупную потребность в распространении информации

· производители специальной информации (театр, кино, реклама во всех ее проявлениях вне СМИ, мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).

2. Каналов коммуникаций:

· формируемые СМИ и МК (печатные, электронные и иные носители);

· каналы межличностных коммуникаций (межличностное общение);

· специализированные – направленные на узкие группы – профессиональные, элитарные и т.п. (специализированные профессиональные издания, частично – Internet);

· остальные (товарно-денежные каналы).

Важно отметить, что поддержание благоприятного информационного поля является стратегической цельюинформационной политикиорганизации. Под информационной политикой организации в данной работе мы понимаем деятельность организации в сфере связи с общественностью, выстраивающая отношения с масс-медиа, конкретными журналистами, целевыми общественными группами, комплекс мер по созданию образа организации в информационном пространстве.

2. Документы, применяемые для письменной коммуникации с журналистами весьма разнообразны:

Пресс-релиз - информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.

Пресс-кит - это сборник нескольких PR-документов(пресс-релиз, факт-лист, брошюры, биографические справки руководителей организации и проч.), обычно раздаваемый журналистам во время различных PR-мероприятий: выставок, пресс-конференций, пресс-туров, презентаций, собраний акционеров и т. д.

Факт-лист- передает основную информацию об организации, увязанную с каким либо событием из жизни организации.