Специфика фотожурналистики и ее жанры
Первая заповедь документальной фотосъемки должна сводиться к следующему: построение кадра будет правильным, если все элементы композиции подчинены тому, чтобы отразить конкретное событие. Кроме того, в документальной и репортажной фотосъемке крайне важна причина и смысл передаваемой информации. «Замороженное» движение на фотоснимке может оказывать куда более сильное влияние на человека, чем кадры кинохроники. Война во Вьетнаме — это событие наиболее полно отражено в документах за всю историю человечества, но, несмотря на тысячи километров кинопленки, часто сильнее убеждают фотографии. Именно эта сила и превратила фотокамеру в жизненно важное орудие не только для тех, кто хочет регистрировать события для истории или для прессы, но и для тех, кто старается провести в жизнь какие-то изменения и реформы.
Фотожурналист — мастер короткого рассказа. Историю можно рассказать даже одной фотографией, не обязательно циклом, а можно и с 60-ю снимками оставить зрителя в полном недоумении. Умение найти и выбрать актуальную тему для съемки, быстрота и мобильность – качества, без которых немыслима работа фотожурналиста.
Документальный журналистский снимок – это, полученное с помощью фотоаппарата, изображение реальных героев и событий, не организованных фотожурналистом (автором снимка), сохраненное в архиве или опубликованное без каких-либо фактических изменений после съёмки (с применением современных компьютерных технологий) компоновки кадра и композиции, фальсифицирующих или искажающих ход, смысл и содержание события и роль каждого его участника, оказавшегося в кадре. Есть смысл, нам кажется, уточнить и такую обязательную характеристику журналистской фотографии как достоверность.
Достоверность журналистской фотографии – это комплекс изобразительных средств и приемов, с помощью которого достигается наиболее полное исключение всеми доступными средствами даже случайной возможности истолковать содержание запечатленного на снимке события или ситуации неверно. Фотожурналисту надо не забывать о том, что многочисленные уставы, хартии и кодексы – документы, обсужденные и подписанные во многих странах членами профессионального журналистского сообщества, – лишают его права говорить неправду, выдавать случайные, нетипичные явления и случаи за типичные, называть белое черным, и наоборот.
К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация:
Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми/начальными последствиями он случился. Фотоинформация - наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.
Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих (в отношении человека) последствий.
Фотоиллюстрация - вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.
К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.
Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Истоки этого жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые в дореволюцилонной России фотозарисовки "с натуры" - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриева: «Быт бурлаков, босяков, странников крестьян». Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей "дна жизни", а создание жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных
из живописи.
Передача настроения в снимке становилась для многих фотографов лейтмотивом творчества. Драма жизни отображалась лирическими, мелодраматическими, комедийными средствами. Позднее, уже в 20-30 годах нашего века, по-прежнему одухотворяя снимок, фоторепортеры все же старались сочетать эмоции со строгой документальностью. Происходило обогащение фотоязыка, что создало почву для жанра современной фотозарисовки. Строгая идеологичность не позволяла жанру развиваться свободно, вгоняла его в рамки определенных тем. Разновидности фотозарисовок - лирические, пейзажные, информационно-познавательные.
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, сообщности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой. Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей или драматической ноте, чем этот жанр сближается с произведениями литературы и искусства.
Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате – синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.
Жанр документальной фотографии подразумевает натуральность, отсутствие вымысла и постановочных трюков. Темы съемки, как правило, формулируются редакцией, а задачей фотографа является создание иллюстраций, дополняющего видеоряда к тексту газетной
или журнальной статьи. Поэтому его фотоснимки должны гармонично ложиться в материал, составлять с ним единое целое. Жанр фоторепортажа призывает фотографа к оперативности, быстроте реагирования, предвидению резкого изменения ситуации. Шансов переснять кадр или хотя бы хорошо обдумать задачу заранее у фотожурналиста практически нет. При этом в отснятом материале должна присутствовать логика повествования, цель репортажа — затронуть эмоции зрителей.