Возвращение в Югославию

США

Уже имевший опыт преподавания в киношколе в Сараево (из которой режиссёра уволили после того, как он стал участником «Zabranjeno pušenje»[8]), Эмир Кустурица был приглашен Милошем Форманом читать лекции в Колумбийском университете.

Сценарий, написанный студентом Кустурицы Дэвидом Аткинсом, после небольшой доработки лёг в основу англоязычного фильма «Аризонская мечта» (англ. Arizona Dream, 1993), в котором снялись «звёзды» американского кино Джонни Депп и Фэй Данауэй. На создание картины ушло очень много времени, и дата премьеры неоднократно переносилась[7]. Получившийся фильм не вызвал восхищения у критиков и провалился в прокате[7][9], хотя и был удостоен премии «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. Таким образом, «Аризонская мечта» стала первой и, видимо, последней американской картиной Кустурицы: сейчас режиссёр заявляет о том, что не хочет работать в Голливуде[8].

В 1992 году началась Боснийская война. Дом семьи Кустурицы в Сараево был разрушен, отец режиссёра Мурат Кустурица вскоре после этого скончался от сердечного приступа. Семья нашла убежище в Черногории. Видя, что происходит с его страной, Кустурица вернулся в Югославию для того, чтобы начать работу над новым фильмом — фантасмагорическим фильмом-притчей с элементами чёрной комедии «Андеграунд» (серб. Подземље, англ. Underground) по сценарию знаменитого югославского драматурга Душана Ковачевича.

«Андеграунд»

Фильм вышел на экраны в 1995 году. В этой новой своей режиссёрской работе Кустурица связал прошлое своей страны с эпизодами новейшей истории (начало войны на Балканах). Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявлял, что уходит из кинематографа[4]. Тем не менее, «Андеграунд» принёс ему вторую «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах, и Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды завоёвывавшим этот приз (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста; позже это достижение повторили Сёхэй Имамура, братья Дарденн, а также Михаэль Ханеке.

«Чёрная кошка, белый кот»

Кустурица выступает на сцене с «The No Smoking Orchestra»

Спустя три года Кустурица вновь вернулся к цыганской теме. В отличие от «Времени цыган», его новый фильм «Чёрная кошка, белый кот» (серб. Црна мачка бели мачор, фр. Chat noir, chat blanc, 1998), выросший из проекта о цыганской музыке для немецкого телевидения, был комедией. Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля в 1998 году[7], но не получила главный приз, хотя Кустурица был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Сотрудничество с Гораном Бреговичем Кустурица прекратил после «Андеграунда», и музыку к «Чёрной кошке…» написал Нелле Карайлич, который незадолго до начала работы над фильмом создал свою версию сараевской рок-группы «Zabranjeno Pušenje» (в которой он был вокалистом и соавтором песен) под новым названием «The No Smoking Orchestra» и уже успел выпустить альбом «Ja nisam odavle», посвящённый жертвам войны 1992—1995гг в Югославии.

После этого фильма последовал длительный перерыв, в течение которого Кустурица был занят в основном «The No Smoking Orchestra». Место за ударной установкой в группе занял сын режиссёра — Стрибор Кустурица. В 2001 году режиссёр снял документальный фильм о группе «Истории на Супер 8».

Тем не менее, нельзя сказать, что в этот период Кустурица не имел никаких контактов с игровым кино — как актёр он снялся в фильмах «Вдова с острова Сан-Пьер» (2000, реж. Патрис Леконт), «Хороший вор» (2003, реж. Нил Джордан), а также продюсировал картину своего соотечественника Душана Милича «Клубничка в супермаркете» (2003).

«Жизнь как чудо»

В 2004 году после долгого перерыва на экраны вышел новый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» (серб. Живот је чудо, англ. Life is a miracle), в котором режиссёр снова обратился к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии. В главной роли снялся Славко Штимац, также на экране появились Весна Тривалич, Мирьяна Каранович (игравшая ещё в фильме «Папа в командировке»), Стрибор Кустурица и два музыканта «The No Smoking Orchestra» — Нелле Карайлич и Деян Спараволо. Фильм «Жизнь как чудо» был представлен на 57-м Каннском кинофестивале, но получил лишь приз французской системы образования. Тем не менее, без наград картина не осталась: за «Жизнь как чудо» Кустурица был удостоен премии «Сезар».

Кустурица на Каннском кинофестивале (2005)

В следующем, 2005 году, Кустурица сам возглавил каннское жюри, которое под его руководством присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму братьев Дарденн «Дитя» (см. статью Каннский кинофестиваль 2005 года). В том же году он поучаствовал в создании киноальманаха «Невидимые дети», поставив один из семи эпизодов этого фильма — «Синий цыган».

«Завет»

Восьмой полнометражный фильм Кустурицы, премьера которого состоялась в мае 2007 года, получил название «Завет» (серб. Завет, англ. Promise me this; в некоторых источниках можно встретить русскоязычное название «Обещай мне это» или «Обещание»). С этой лентой Кустурица участвовал в конкурсе 60-го Каннского фестиваля, и, в пятый раз приняв участие в этом престижном киносмотре, впервые не получил ни одного приза.

26 июня 2007 состоялась премьера панк-оперы «Время цыган», написанной музыкантами «The No Smoking Orchestra» по мотивам одноименного фильма[10].

В 2008 году вышел документальный фильм «Марадона» о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Премьерный показ состоялся на 61-м Каннском кинофестивале.