Сараево
Обучение в Праге
Ранние годы
Биография
Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараево, в то время — столице союзной республики Босния и Герцеговина в составе Югославии (ныне Сараево — столица н]езависимого государства Босния и Герцеговина). Родители — непрактикующие мусульмане, но по утверждениям самого Кустурицы, его дальние предки были православными сербами[2][3]. Отец — Мурат Кустурица — был членом Коммунистической партии и работал в Министерстве информации Боснии и Герцеговины[4]
В возрасте 18 лет Кустурица уехал из Сараево получать образование. Местом его обучения стал факультет кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств (FAMU) в Праге (Чехословакия), выпускниками которого в разное время были Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич.
Первые свои фильмы Кустурица создал именно во время обучения в Праге — это короткометражные ленты «Часть правды» (1971) и «Осень» (1972).
Дипломный фильм Кустурицы — двадцатипятиминутная лента под названием «Герника» (1978) — рассказывал историю мальчика из еврейской семьи в конце 1930-х годов. Направленный против нацизма и антисемитизма фильм, в котором Кустурица был режиссёром, сценаристом и оператором одновременно, получил главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах.
Кадр из фильма «Невесты приходят». Справа — Эмир Кустурица, впервые появившийся в эпизоде собственного фильма.
Вернувшись в Сараево, Кустурица создал два фильма для местного телевидения. В 1978 он поставил фильм «Невесты приходят» (сербохорв. Nevjeste Dolaze), который, однако, так и не был выпущен на экран из морально-этических соображений[5]. Позже Кустурица в интервью, опубликованном в книге Le petit livre d’Emir Kusturica, говорил о том, что снять этот фильм было самым смелым поступком в его жизни[5][6], так как затрагиваемые в картине темы были табуированы в социалистической Югославии. С фильма «Невесты приходят» началось сотрудничество Кустурицы с оператором Вилько Филачем.
В 1979 году появляется ещё один телефильм — «Кафе „Титаник“» (сербохорв. Bife “Titanik”) по роману Иво Андрича. Действие этого фильма, как и «Герники», разворачивается во время Второй мировой войны в Сараево.
«Помнишь ли ты Долли Белл?»
В 1981 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом «Помнишь ли ты Долли Белл?» (босн. Sjećaš li se Doli Bel?), рассказывавшем о детстве и взрослении сараевского подростка шестидесятых, роль которого исполнил Славко Штимац. «Помнишь ли ты Долли Белл?» — первый югославский фильм, снятый не на официальном сербохорватском языке, а на его боснийском диалекте. Картина принесла Кустурице первый крупный успех — приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции.
«Папа в командировке»
Следующий фильм последовал только через 4 года, в 1985 году — «Папа в командировке» (босн. Otac na službenom putu). Он был посвящен послевоенным годам в Югославии, увиденным глазами ребёнка. Несмотря на то, что к тому моменту маршала Тито уже не было в живых, послевоенные репрессии и ссора Тито со Сталиным, упоминаемая в фильме, всё ещё оставались запретными темами. В «Папе в командировке» Кустурица впервые снял Предрага Манойловича, Мирьяну Каранович и Давора Дуймовича, которые впоследствии появились ещё в нескольких лентах режиссёра. Фильм принес Кустурице «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Милош Форман, вручивший как председатель жюри «Золотую пальмовую ветвь» югославу, назвал Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино[7].
«Время цыган»
Третья картина Кустурицы, «Время цыган» («Дом для повешения», сербохорв. Dom za vešanje, 1988) была создана при участии британских и итальянских продюсеров. Снятая в Македонии[4] лента стала первым обращением Кустурицы к цыганской тематике и первым в истории кино фильмом о цыганах на цыганском языке. В главной роли — подростка Перхана — снялся Давор Дуймович, а саундтрек написал Горан Брегович, с которым Кустурица сотрудничал и в следующих двух своих фильмах. За «Время цыган» Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру.
Примерно в это же время режиссёр начал играть на бас-гитаре в сараевской панк-рок-группе «Zabranjeno pušenje», которая вскоре временно прекратила своё существование.