ТЕМА 4. Методика формирования грамматического строя речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные вопросы:

1. Особенности усвоения грамматического строя речи дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

2. Пути, методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

3. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

4. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

5. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Фразовой речью дошкольники с интеллектуальной недостаточностью овладевают после 4 лет. Раньше всего ребенок с интеллектуальной недостаточностью усваивает число существительных, а также разницу между уменьшительно-ласкательной и обычной формой (стол – столик). Вначале дети усваивают повелительную форму, т.к. она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно усваивается условное накопление, т.к. оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным является усвоение категорий рода, поскольку род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

В устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются исключения в употреблении падежей. Раньше других в речи появляется именительный и винительный падежи имен существительных, затем родительный падеж. Ошибки встречаются в употреблении творительного, дательного и предложного падежей, которые появляются значительно позже.

Дети с интеллектуальной недостаточностью не понимают падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «около», смешивают предлоги «на» и «под», «в» и «под», заменяют предлог «над» предлогом «на» и т.д.

Падежные окончания множественного числа усваивается труднее, чем падежные окончания единственного числа. Долгое время не усвоенными остаются типы склонений.

Особенно трудными для детей с интеллектуальной недостаточностью является усвоение согласования прилагательных с существительными среднего рода. Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи употребляется детьми с интеллектуальной недостаточностью крайне редко, как и средний род имен существительных.

Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество суффиксов невелико.

Отмечаются также особенности овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью синтаксической стороной речи. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении, неправильно оформляется союзная связь, в предложении отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое.

Таким образом, у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста чрезвычайно бедны и нечетки. Морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении.

Основными путями формирования грамматически правильной речи являются создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Методы формирования грамматически правильной речи:

1. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

2. Игры-драматизации – в таких играх разыгрываются мини спектакли, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, в изменении глаголов, в согласовании существительных с прилагательными.

3. Специальные упражнения – направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.

4. Рассматривание картин – используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

5. Пересказ коротких рассказов и сказок - средство для обучения детей построению предложений, т.к. само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.

Методические приемы, направленные на формирование грамматически правильной речи:

1. Образец правильной речи педагога – особенно важен на первых этапах обучения.

2. Объяснение – педагог объясняет детям, как следует употреблять трудные формы.

3. Сравнение 2-х форм – дети вместе с педагогом сравнивает сложные формы (карандашей – апельсинов). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми.

4. Прием раскрытия словообразовательного значения слова (сахарница – посуда для сахара).

Таким образом, усвоение грамматических форм – это сложная умственная деятельность, требующая напоминания фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу, поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

В морфологии важное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Дошкольников с интеллектуальной недостаточностью следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основные направления работы:

§ Обучение изменению слов по падежам;

§ Согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около);

§ Употреблению глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций («День куклы», «Утро в кукольном доме», «Что делает кукла?»). Занятия проводятся с игрушками, т.к. игрушки дают возможность производить разнообразные действия: изменения места, положения и т.д. В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы. При работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью следует помнить, что трудные для детей грамматические формы образует дефектолог. Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения, следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других слов).

Работа проводится по следующим направлениям:

─ учим детей способам образования слов при помощи суффиксов и приставок;

─ работаем над усвоением детьми способов словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных;

─ учим образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных;

─ образовываем глаголы от звукоподражательных слов;

─ учим образовывать глаголы при помощи приставок;

─ знакомим детей со способами образования названий профессий от разных частей речи с помощью приставок и суффиксов.

Вся работа по словообразованию проводится в дидактических играх и играх-драматизациях («Кто что делает», «Знаешь ли ты профессии», «Добавь слово» и т.д.).

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь дошкольников с интеллектуальной недостаточностью ситуативная, поэтому вначале учим детей строить фразы из 2-3 слов. Затем формируем умение строить предложения разных типов (простые, сложные). С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации («День куклы», «Мишкина гимнастика» и др.).

Работа проводится по следующим направлениям:

§ рассматривая картинки, учим детей односложно отвечать на вопросы;

§ учим строить простые предложения путем полных ответов на вопросы;

§ проводим работу над грамматическим содержанием и распространением предложений;

§ упражняем детей в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Все упражнения должны проводиться в игровой форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием картинок, сюрпризных моментов или героев литературных произведений.

 

Вопросы и задания:

1. Какое значение имеет грамматический строй для речевого развития?

2. Назовите особенности овладения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью синтаксической стороной речи.

3. Какие основные пути формирования грамматически правильной речи?

4. Как формируется грамматически правильная речь у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в повседневной жизни?

5. Какие методы и приемы работы используются при формировании грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

6. Приведите примеры дидактических игр, которые могут использоваться при формировании у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью грамматически правильной речи.

7. Как у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью во время игр-драматизаций формируется грамматически правильная речь? (пример).

8. Как вы объясните дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью значение таких слов как сахарница, снежный, солнечный?

9. Разработайте конспект занятия по формированию морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (тема и год обучения по выбору).

10. Разработайте рекомендации для родителей по формированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью грамматически правильной речи.

11. Проанализируйте (письменно) конспект представленного преподавателем занятия по развитию речи, выясните взаимосвязь речевых задач. Предложите собственный вариант начала занятия, окончания его, использования других методических приемов для решения комплекса задач.

12. Подготовьте обзор исследований по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

Литература: 2, 24, 34, 35, 48, 50, 54, 59.