Оценка персонала в организации и его аттестация
Показатели эффективности процесса отбора кадров
Для оценки эффективности процесса отбора кандидатов для работы в организации может быть использован ряд количественных показателей:
- уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
- доля работников, не прошедших испытательный срок;
- финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров; уровень нарушений трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, несогласованное с руководством, и т. д.); уровень брака;
- частота поломок оборудования;
- эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
- уровень производственного травматизма;
- количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков.
Кроме количественных показателей эффективности работы службы персонала по поиску и подбору новых сотрудников, можно использовать и качественный показатель, который рассчитывается по следующей формуле:
КН = (Рк + Пр + Ор) : Ч,
где КН - качество набранных работников, %;
Рк - усредненный показатель качества выполненной работы набранными работниками (%);
Пр - процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор - процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч - общее число показателей, учтенных при расчете.
Оценка персонала – система, которая позволяет измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциала в разрезе стратегических задач компании.
В отечественной практике широко используется еще одна система оценки персонала — аттестация работников. Все организации бюджетной сферы, органы государственной службы всех уровней ориентируются при проведении аттестации персонала на положение о проведении аттестации государственных служащих, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 («О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»).
Аттестация персонала состоит в систематической формализованной оценке соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. По решению администрации организации аттестация может проводиться в отношении всех или отдельных категорий работников, быть очередной или внеочередной. До начала аттестации на каждого работника непосредственный руководитель подготавливает представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям должности и размеру оплаты труда; уровню профессиональной компетентности; отношения к работе; выполнения должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период.
Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносят в аттестационный лист, который подписывает председатель и члены аттестационной комиссии. Аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или Оказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности послед, него.
Итогами аттестации могут быть: понижение или повышение заработной платы, перевод на другую должность, обучение, повторная аттестация.