Документационное обеспечение работы кадровой службы

Состав работающих в организации и его анализ

Анализ кадрового состава организации (предприятия) предполагает периодическое и целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам.

Предусматривает:

1. определение качественного и количественного состава персонала с высшим и средним специальным образованием;

2. определение качественного уровня расстановки работников по должностям;

3. определение степени рационального использования специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.

Структурная укомплектованность кадрового состава - показатель, оцениваемый путем сопоставления кадровой структуры с установленным для организации классификатором работников управления.

Качественная укомплектованность кадрового состава - показатель, соответствия профессионально-квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей).

Количественная укомплектованность кадрового состава - показатель, оцениваемый путем сопоставления фактической численности работников с требуемой (расчетной) величиной по трудоемкости операций.

 

При анализе численности и состава следует распределять всех работников организации по категориям. Отнесение работников к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание их труда.

В статистике выделяются следующие категории персонала: рабо­чие, руководители, специалисты, служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.

К руководителям относят работников, занимающих должности руководителей орга­низаций, структурных подразделений, и их заместителей.

К специ­алистам относят работников, занятых инженерно-техническими, экономическими и другими работами.

Категорию служащих (техни­ческих исполнителей) составляют работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяй­ственное обслуживание.

На промышленных предприятиях персонал распределяется на промышленно-производственный и непромышленных организа­ций, состоящих на балансе промышленного предприятия.

 

Действующее законодательство, касающееся управленческой деятельности организации любой формы собственности, требует документирования управленческих процедур. Среди все совокупности управленческих документов важную роль играет организационно-распорядительная документация (ОРД). Она образуется при оформлении распорядительной деятельности аппарата управления организации, включая ее кадровую службу.