Концепция прав человека в трудах русских юристов 19-20 вв. (Б.Чичерин, Б. Кистяковский, П. Новгородцев и др.).
Формирование представлений о правах человека в античном мире и их развитие в эпоху Средневековья. Политико-правовые концепции европейского и американского Просвещения о правах человека и гражданина
Идея прав человека возникла многие столетия назад в различных регионах мира. Зародилась она в разнообразных философских, социальных, религиозных и политических движениях, а также в недрах юридических учений. Постепенно идея прав человека превратилась в концепцию единых правовых принципов и норм, касающихся всех людей, независимо от того, где они живут и кто они.
В Древнем мире были выдвинуты идеи:
- равноправия (Перикл, Демосфен): все равны от рождения и имеют естественные, обусловленные природой, права (софисты);
- идея о долге гражданина (Демокрит- 5-4 вв. до н.э.) каждый гражданин должен заботиться о благополучии полиса. При этом связь между гражданами и полисом носит характер нравственного, а не правового отношения;
- идея о незыблемости закона в обществе (Гераклит – 6-5 вв. до н.э.): народ должен сражаться за закон. Закон это некое разумное начало, которое надо выразить в позитивном законе;
- идея договорного происхождения государственной власти и равенства всех перед небом (Мо Цзы – 5в. до н.э.);
- гражданская идея, т.е. представление о гражданине, наделенном определенным комплексом прав и обязанностей. Гражданин полиса должен был жить для государства. Частная жизнь служила только средством исполнения гражданских обязанностей (6-5 вв. до н.э. в античных полисах Древней Греции и Древнего Рима).
В истории становления естественного права особое место занимал древнегреческий мыслитель Аристотель. Свой взгляд он изложил следующих трактатах: «Политика», «Афинская полития», «Этика» и др. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он различал естественное право - право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его, и условное право (позитивное), то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, то это безразличие прекращается. Аристотель считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в т.ч. в концепции правового государства.
Огромный вклад в распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло Христианство. Оно обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Христианство требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественное происхождение обуславливает принципиальное равенство и свободу всех людей.
Личность в условиях Средневековья еще недостаточно индивидуализирована. Все ее действия подчинены праву и обычаю. Личность всегда от кого-то зависима: каждый имел своего господина, с одной стороны, а, с другой, - возникающие корпорации (рыцарские ордена, монашеские ордена, объединения торговцев, ремесленников) делали личность равной среди членов данной корпорации. Это равенство было жестко регламентировано законами и обычаями.
Идея всеобщего равенства людей продолжала развиваться в средневековье в творчестве религиозных авторов и юристов. В 1215г. появился самый значительный правовой документ Англии – Великая хартия вольностей, которая ограничивала права правителя. В ней было признано, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут какому-либо наказанию не иначе как по приговору суда (ст.39). Главное назначение Великой хартии вольностей – в закреплении положения о господстве закона даже над своим королем.
Теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б.Спинозы, Ш.-Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Т.Пейна, Т.Джефферсона и других мыслителей.
Гроций различает право естественное и право волеустановленное.
По Гроцию, источник естественного права – человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Г. Гроцийопределяет предписания естественного права:
- воздержание от чужого имущества; возвращение чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды; обязанность соблюдать обещания; возмещение ущерба, причиненного по вашей вине; воздаяние людям заслуженного наказания.
Волеустановленное право делится на человеческое и божественное. Оно должно соответствовать предписаниям естественного права. «Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом…».
Главную задачу государства Т. Гоббс видел в защите людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы …жить в довольстве…».
Государство должно гарантировать свободу подданным, т.е. право делать все, что не запрещено законом, правилами, утвержденными сувереном. Это –- свобода покупать и продавать; заключать договоры друг с другом; выбирать местожительство, образ жизни; воспитывать детей по своему усмотрению и др.
Дж. Локк обосновывает необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства. Как утверждал Дж. Локк, право на жизнь, свободу, собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради защиты этих прав люди объединились в «политическое или гражданское общество». Такого рода общество и есть государство с его аппаратом, государственными органами и чиновниками. Государство создается людьми для того, чтобы защитить свои естественные права и свободы. Люди уполномочивают государство создать законы, которые отвечали общему благу и защищали интересы каждого человека. В свою очередь граждане обязуются нести перед государством разного рода повинности (обязанности) и обеспечить его существование. В этом заключается важнейшее положение общественного договора, на основе которого учреждается государство.
Учение Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре отличается от взглядов Гроция, Гоббса и Локка. Так, Руссо считал возможным заключение между представителями самого народатакого договора, при котором каждый гражданин оставался бы свободным и пользовался соответствующими политическими правами. Другими словами, Руссо считал, что надо найти такую форму ассоциации или общественного соединения, которая защищала и охраняла бы всей общей силой личность и имущество каждого члена. При этом каждый человек повинуется только себе, оставаясь свободным, как и прежде. Толкование Ж.-Ж.Руссо проблем свободы и прав человека, социального равноправия и равенства послужило отправной точкой для целого ряда положений «Декларации прав человека и гражданина» 1789г.- политического манифеста Великой Французской революции.
Содержание Декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения – свободу, равенство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека. Французская декларация видит цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход – это революционный поворот в общественном сознании: индивид ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, теперь приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную Законом, он получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.
Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека произошло в США.
Учение естественного права было развито Т.Пейном и Т. Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Историческое значение Декларации независимости США определялось не только тем, что было провозглашено рождение нового государства, но и тем, что Т. Джефферсоном были сформулированы общефилософские принципы свободы человека, ставшие с тех времен движущей силой развития западного общества. В 1776г. принята Декларация независимости США, которая была в основном написана Джефферсоном. Историческое значение Декларации независимости США определялось не только тем, что было провозглашено рождение нового государства, но и тем, что Т. Джефферсоном были сформулированы общефилософские принципы свободы человека, ставшие с тех времен движущей силой развития западного общества. Процесс становления гражданских прав и свобод продолжился и об этом свидетельствует Конституция США, принятая в 1787г. Проект Конституции был подвергнут острой критике, в частности, потому, что не содержал раздела (билля) о правах, тогда как гарантии прав и свобод человека были зафиксированы в конституциях всex штатов. В конечном счете, Билль о правах был утвержден Конгрессом США в 1789г. К декабрю 1791г. его (10 поправок к Конституции) ратифицировали штаты. Если принять во внимание, что в основу Конституции США заложена идея разделения властей, а также верховенство Конституции над обычным правом, то можно заключить, что именно в США впервые в мире институт гражданских свобод получил наиболее полное правовое оформление.
Борис Николаевич Чичерин /1323-1904 гг./ - правовед, историк, политический и общественный деятель.
Б.Н.Чичерин считал, что из самой природы государства возникает гарантия личной (гражданской) и политической свободы. Политическая свобода рождает отношения власти и подчинения, а личная свобода рождает отношения независимости. Поэтому гражданская свобода должна быть шире свободы политической.
Среди гарантий гражданской (личной) свободы Чичерин называл главной следующую: личность и собственность должны быть поставлены под защиту независимого суда, а гражданин должен получить право требовать этой защиты.
Другими гарантиями выступают суд и принцип несменяемости судей; политическая свобода, т.е. участие граждан в общих делах, прежде всего в государственной власти.
Общество он рассматривает как «совокупность частных отношений между людьми, подчиняющимися общей политической власти». Эта совокупность, управляемая нормами частного права, именуется гражданским обществом. И если общее благо – это первая цель государства, то частное благо – первая цель гражданского общества.
Среди приоритетных личных прав и свобод Б.Н.Чичерин называл:
1. признание неприкосновенности лица в физическом и духовном смыслах;
2. свободу совести как основу человеческого достоинства;
3. право союзов;
4. право защиты чести;
5. право действовать по своему усмотрению, власть располагать собой, не нарушая чужого права и общих постановлений;
6. право распоряжаться своей собственностью.
Павел Иванович Новгородцев /1366-1924гг./ - философ, правовед, ученый, общественный и политический деятель, блестящий преподаватель.
Бесспорными принципами будущего государства, считал Новгородцев, должны стать а) соблюдение прав отдельной личности; б) соблюдение прав народов в целом и других государств. Государство во имя права допускает как границу своего господства свободную человеческую личность, признавая священность области личного самоопределения.
Постоянным элементом в праве выступают у Новгородцева права личности, являющиеся материальным пределом законодательной власти государства. Необходимость таких твердых пределов как элементов правопорядка закономерно нашла отражение в идее конституции и ее гарантий прав личности.
Права и свободы личности получают характер прав только при условии государственного признания, которое возможно при самоограничении государства этими правами. Признание свободы личности выступает, таким образом, как отречение государства от предыдущих посягательств на права лиц и подтверждении этих прав на будущее.
Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) - известный русский правовед, социолог, представитель неолиберализма, создатель оригинальной концепции правового социализма.
Б.А. Кистяковский рассматривает вопрос о конституционных гарантиях прав и свобод в государстве.
1) Первой гарантией должно стать ограничение гocударственной власти. В правовом государстве подобное ограничение предполагало признание, регламентацию неотъемлемых, неотчуждаемых и неприкосновенных прав личности и соответственно сферы самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не может вторгаться. Среди неотъемлемых прав личности приоритетными Кистяковский считал свободу совести, религиозную свободу, следствием которой являются свобода слова, печати, союзов, собраний.
2) Второй гарантией гражданских прав должно быть обеспечение неприкосновенности личности, жилища, переписки, для этого компетенция органов государственной власти по пресечению нарушения законов должна быть ограничена строгими рамками закона (принцип подзаконности власти).
3) Третьей гарантией прав личности должно быть, по его мнению, наличие гражданского общества. Ибо, по убеждению Кистяковского, «органы государственной власти бывают действительно связаны с законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами».
4) Четвертой гарантией прав личности должно быть, по мнению Кистяковского, народное представительство, выполняющее законодательную функцию как соучастник власти, так как престиж конституционной государственной власти определяется поддержкой этой власти в народе. Тем самым он разрабатывал теорию параллельного развития институтов гражданского общества и правового государства.