Методы и источники прав человека
Методы – это совокупность приемов, правил, способов, с помощью которых происходит процесс получения объективно истинных знаний.
Различают
1)методы исследования
2) методы изучения
3) методы правового регулирования
Методы исследования и методы изучения взаимосвязаны, имеют общие черты и различия.
Методы исследования необходимы при обращении к более сложному научному объекту, например, при написании научной статьи, диссертации.
Методы изучения учебного предмета более просты, не погружают глубоко в систему логических связей типа: причина - следствие, факт-отношение и т.д.
К наиболее общим методам исследования и изучения прав человека относятся следующие: логический, структурный, исторический, системный, функциональный, ценностный, антропологический.
Критерием теории выступает практика, для изучения которой также необходимы особые методы: формально-юридический, сравнительный, статистический, конкретно-социологический, правового эксперимента, метод правового прогнозирования и др.
Необходимо различать источники изучаемого предмета как науки, института права и учебной дисциплины.
Источники науки о правах человека можно разделить на социальные, исторические и формально-юридические.
Источники институтаправа представляют собой
а) формально-юридические источники - законы, договоры, другие акты, которые охраняют и защищают права человека;
б) неформализованные источники - принципы и правовые доктрины, которые получают свое выражение в религиозных и политико-правовых учениях.
Источники учебной дисциплины о правах человека подразделяются на
1) научные и учебные источники - монографии, статьи, учебники, хрестоматии, антологии;
2) формально-юридические источники:
а) правовые нормативные акты (конституции, законы и подзаконные а к ты;
б) международные договоры и конвенции;
в) судебные прецеденты, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека;
г) правовой обычай (конституционные обычаи в Англии, обычаи в Африке;
д) юридическая практика;
е) неформализованные источники: принципы гуманизма, демократизма, справедливости, равенства граждан перед законом, приоритета достоинства человека, законности и др.
4. Понятие, содержание и источники прав человека как социального явления
Существуют различные подходы к определению прав человека. Права человека - это
- неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах;
- возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
- пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
- способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.
Права человека – это вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными социальными благами и условиями безопасного, свободного существования в государственно-организованном обществе.
В этом определении акцент делается на объективном характере прав человека.
Права человека – это и формально-определенные, юридически гарантированные возможностипользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
В данном определении подчеркивается ответственность государства за реализацию прав человека, а также гарантии, обеспечивающие их беспрепятственное осуществление.
Как видим, однозначно определить права человека невозможно, так как это сложное комплексное социальное явление, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания.
Содержанию прав человекаприсущи различные аспекты: нравственный, политический, социально-экономический, духовные, религиозные, а также правовые аспекты. Суть последних заключается в том, что права человека являются юридической категорией, зафиксированной нормами как международного, так и внутригосударственного права (конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др.).
Права человека — разновидность субъективных прав личности, им присущи определенные особенности,которые сводятся к следующему:
- признаются высшей социальной ценностью;
- права человека имеют естественный характер (как воздух, земля, вода) и возникают в результате самого факта рождения человека;
- они неотчуждаемы, неотъемлемы;
- их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;
- они опосредуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом;
- права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- права человека не ограничиваются территориальными или национальными рамками;
- они являются непосредственно действующими, т.е. для их реализации или защиты не обязательно принятие (издание) государством дополнительных законов или иных нормативно-правовых актов. Лицо может осуществлять права (защищать), ссылаясь непосредственно на нормы Конституции РФ.
- права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударственного конституционного, административного, гражданского и др., но и в нормах международного публичного права;
- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства;
- механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.
В юридической литературе отсутствует единство мнений относительно источника прав человека. Существуют следующие подходы по этому вопросу: естественно-исторический, позитивистский, классовый (марксистский).
Согласно естественно-историческому подходу источником прав человека выступают неотъемлемые свойства каждого человека и его основные потребности в поддержании безопасности, свободы, достоинства, сопротивлению угнетению и т.д. Этот подход акцентирует внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности.
Согласно позитивистскому подходу источником прав человека является государство, которое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции, т.е. оно определяет целесообразность и разумность введения тех или иных прав и свобод.
Классовый (марксистский) подход к правам человека заключается в том, что источником выступает воля экономически господствующего класса.