Методы и источники прав человека

Методы – это совокупность приемов, правил, способов, с помощью которых происходит процесс получения объективно истинных знаний.

Различают

1)методы исследования

2) методы изучения

3) методы правового регулирования

Методы исследования и методы изучения взаимосвязаны, имеют общие черты и различия.

Методы исследования необходимы при обращении к более сложному научному объекту, например, при написании научной статьи, диссертации.

Методы изучения учебного предмета более просты, не погружают глубоко в систему логических связей типа: причина - следствие, факт-отношение и т.д.

К наиболее общим методам исследования и изучения прав человека относятся следующие: логический, структурный, исторический, системный, функциональный, ценностный, антропологический.

Критерием теории выступает практика, для изучения которой также необходимы особые методы: формально-юридический, сравнительный, статистический, конкретно-социологический, правового эксперимента, метод правового прогнозирования и др.

Необходимо различать источники изучаемого предмета как науки, института права и учебной дисциплины.

Источники науки о правах человека можно разделить на социальные, исторические и формально-юридические.

Источники институтаправа представляют собой

а) формально-юридические источники - законы, договоры, другие акты, которые охраняют и защищают права человека;

б) неформализованные источники - принципы и правовые доктрины, кото­рые получают свое выражение в религиозных и политико-правовых учениях.

Источники учебной дисциплины о правах человека подразделяются на

1) научные и учебные источники - монографии, статьи, учебники, хрестоматии, антологии;

2) формально-юридические источники:

а) правовые нормативные акты (конституции, законы и подзаконные а к ты;

б) международные договоры и конвенции;

в) судебные прецеденты, связанные с деятельностью Европейского суда по правам человека;

г) правовой обычай (конституционные обычаи в Англии, обычаи в Африке;

д) юридическая практика;

е) неформализованные источники: принципы гуманизма, демокра­тизма, справедливости, равенства граждан перед законом, приоритета достоинства человека, законности и др.

 

4. Понятие, содержание и источники прав человека как социального явления

Существуют различные подходы к определению прав человека. Права человека - это

- неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру сво­боды, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политиче­ских правилах, религиозных догматах;

- возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

- пределы осуществления государственной власти, способ свобод­ного развития личностью ее способностей и талантов;

- способ защиты человечества от глобальных угроз его существова­нию.

Права человека – это вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными социальными благами и условиями безопасного, свободного существования в государственно-организованном обществе.

В этом определении акцент делается на объективном характере прав человека.

Права человека – это и формально-определенные, юридически гарантированные возможностипользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

В данном определении подчеркивается ответственность государства за реализацию прав человека, а также гарантии, обеспечивающие их беспрепятственное осуществление.

Как видим, однозначно определить права человека невозможно, так как это сложное комплексное социальное явление, в котором концентрируются разнообразные формы соци­альной действительности и общественного сознания.

Содержанию прав человекаприсущи различные аспекты: нравственный, политический, социально-экономический, духовные, религиозные, а также правовые аспекты. Суть последних заключается в том, что права человека являются юриди­ческой категорией, зафиксированной нормами как международно­го, так и внутригосударственного права (конституционного, адми­нистративного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуаль­ного и др.).

Права человека — разновидность субъективных прав личности, им присущи определенные особенности,которые сво­дятся к следующему:

- признаются высшей социальной ценностью;

- права человека имеют естественный характер (как воздух, земля, вода) и возникают в результате самого факта рождения человека;

- они неотчуждаемы, неотъемлемы;

- их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;

- они опосредуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом;

- права человека выступают необходимой частью права, опреде­ленной формой выражения его главного содержания;

- они складываются объективно и не зависят от государственно­го признания;

- права человека не ограничиваются территориальными или национальными рамками;

- они являются непосредственно действующими, т.е. для их реализации или защиты не обязательно принятие (издание) государством дополнительных законов или иных нормативно-правовых актов. Лицо может осуществлять права (защищать), ссылаясь непосредственно на нормы Конституции РФ.

- права человека зафиксированы не только в нормах внутриго­сударственного конституционного, административного, граждан­ского и др., но и в нормах международного публичного права;

- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства;

- механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

В юридической литературе отсутствует единство мнений относительно источника прав человека. Существуют следующие подходы по этому вопросу: естественно-исторический, позитивистский, классовый (марксистский).

Согласно естественно-историческому подходу источником прав человека выступают неотъемлемые свойства каждого человека и его основные потребности в поддержании безопасности, свободы, достоинства, сопротивлению угнетению и т.д. Этот подход акцентирует внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности.

Согласно позитивистскому подходу источником прав человека является государство, которое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции, т.е. оно определяет целесообразность и разумность введения тех или иных прав и свобод.

Классовый (марксистский) подход к правам человека заключается в том, что источником выступает воля экономически господствующего класса.