Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Самостоятельная работа студента

Индивидуальная работа преподавателя со студентом

 

Неделя Кол. час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, доклады, рефераты, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
    Консультации по темам для очного обучения – 5 лет  
    1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина».   Д, И,
    2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР Темы рефератов: 2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия. 2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект. 2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России. Д, И,
    3. Права и свободы человека в экстремальных условиях Темы докладов: 3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий. 3.2. Права беженцев и перемещенных лиц. 3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства. 3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях. 3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности. Д, И, ТЗ
    4. Новые права человека Темы рефератов: 4.1. Право на развитие. 4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок. 4.3. Право на чистоту окружающей среды. Д, И, ТЗ
    5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России Темы рефератов: 5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН. 5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека. 5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека. Д, И, ТЗ
    6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека а) организация работы Европейского Суда по правам человека; б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд; в) процедура рассмотрения жалобы; г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека. Д, Э
    7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод): а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь; б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой); в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.); г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими); д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2.   Д, Э, И
    8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека: а) Решение «Трубников против России». б) постановление «Калашников против России». в) постановление «Смирнов против России». г) Постановление «Гусинский против России» и др. Э, И, Д
    9. Современные проблемы прав человека в России. ТЗ, НД
    Консультации по темам для заочного обучения 6 лет и 3 года 6 месяцев  
    1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина».   Д, И,
    2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР Темы рефератов: 2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия. 2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект. 2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России. Д, И,
    3. Права и свободы человека в экстремальных условиях Темы докладов: 3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий. 3.2. Права беженцев и перемещенных лиц. 3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства. 3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях. 3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности. Д, И, ТЗ
    4. Новые права человека Темы рефератов: 4.1. Право на развитие. 4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок. 4.3. Право на чистоту окружающей среды. Д, И, ТЗ
    5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России Темы рефератов: 5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН. 5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека. 5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека. Д, И, ТЗ
    6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека а) организация работы Европейского Суда по правам человека; б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд; в) процедура рассмотрения жалобы; г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека. Д, Э
    7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод): а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь; б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой); в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.); г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими); д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2.   Д, Э, И
    8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека: а) Решение «Трубников против России». б) постановление «Калашников против России». в) постановление «Смирнов против России». г) Постановление «Гусинский против России» и др. Э, И, Д
    9. Современные проблемы прав человека в России. ТЗ, НД

 

 

 

Неделя Кол. час. Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.   Методы
Темы: 1.Теория прав человека как общественная наука и учебная дисциплина, ее связь с другими общественными и юридическими дисциплинами. ТЗ, И, ПБ
2. Современные представления о правах человека. Многозначность определений понятия «права человека». ТЗ, И, ПБ, НД
3. Право на жизнь и смертная казнь. Право на добровольный уход из жизни. ТЗ, И, ПБ, НД
4-5 4. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин и детей в Российской Федерации: 4.1.Истоки зависимости и дискриминации женщин. 4.2. Условия достижения фактического равноправия женщин. 4.3. Специфика прав и свобод детей. 4.4. Права ребенка в России и международные стандарты в области прав детей. ТЗ, И, ПБ, НД
6-7 5. Конституционно-правовой аспект концепции системы социальной защиты человека и гражданина в Российской Федерации. ТЗ, И, ПБ
6. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации. ТЗ, И, ПБ, НД
7. Европейская система защиты прав человека.   ТЗ, И, ПБ
8. Континентальные институты защиты прав человека. ТЗ, И, ПБ
9. Роль, компетенция Организации Объединенных Наций и ее главных и вспомогательных органов в защите права человека. ТЗ, И, ПБ
10. Международный контроль за соблюдением государствами прав человека. ТЗ, И, ПБ
11. Защита прав человека международными должностными лицами. ТЗ, И, ПБ
12. Прав человека и деятельность правозащитных неправительственных организаций 12.1. Правозащитные неправительственные организации на международной арене 12.2. Неправительственные правозащитные организации в России. ТЗ, И, ПБ, НД
15-16 13. Применение международных норм о правах человека в сфере конституционного правосудия 13.1. Имплементация норм международного права в решениях Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. 13.2. Применение Конституционным Судом РФ решений Европейского Суда по правам человека. М, Д
    Итого самостоятельная работа – 60 часов  
         

 

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализоваться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных Текущее и зачетное тестирование на основе разработанных тестовых заданий (а.201)
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование Интернет ресурсов при подготовке докладов, практических занятий. Использование электронной версии УМК.
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Ориентация студентов на учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, монографии, посвященные правам человека, а также механизмам защиты прав и свобод личности
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Данный курс связан с конституционным (государственным) правом, поэтому необходимо ориентировать студентов на углубленное изучение конституционного права России, конституционного права зарубежных стран (для проведения сравнительного анализа), международного права и международного гуманитарного права.
5. Применение активных методов обучения, на основе опыта В ходе занятий использование таких методов как: интерактивное выступление, наглядные пособия, приглашение специалистов, сократический диалог, творческие проблемные задания (анализ дела и выработка позиции, составление документа и т.п.); мозговой штурм; работа в малых группах; направляемая дискуссия.
6. Метод работы в малых группах Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы, путей ее разрешения.
Творческие задания Этот метод может применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Творческие задания носят проблемный характер. Они требуют от студентов творческого подхода, в них всегда содержится элемент неизвестности и никогда нет одного, раз и навсегда данного правильного решения. Решений может несколько или множество. Например, составление юридического документа (заявления, жалобы, ходатайства); подготовка выступления по определенной проблеме; решение юридического казуса; составление тестов.

3.Средства обучения