Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Самостоятельная работа студента
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя | Кол. час. | Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, доклады, рефераты, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. | Методы |
Консультации по темам для очного обучения – 5 лет | |||
1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина». | Д, И, | ||
2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР Темы рефератов: 2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия. 2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект. 2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России. | Д, И, | ||
3. Права и свободы человека в экстремальных условиях Темы докладов: 3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий. 3.2. Права беженцев и перемещенных лиц. 3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства. 3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях. 3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности. | Д, И, ТЗ | ||
4. Новые права человека Темы рефератов: 4.1. Право на развитие. 4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок. 4.3. Право на чистоту окружающей среды. | Д, И, ТЗ | ||
5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России Темы рефератов: 5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН. 5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека. 5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека. | Д, И, ТЗ | ||
6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека а) организация работы Европейского Суда по правам человека; б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд; в) процедура рассмотрения жалобы; г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека. | Д, Э | ||
7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод): а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь; б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой); в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.); г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими); д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2. | Д, Э, И | ||
8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека: а) Решение «Трубников против России». б) постановление «Калашников против России». в) постановление «Смирнов против России». г) Постановление «Гусинский против России» и др. | Э, И, Д | ||
9. Современные проблемы прав человека в России. | ТЗ, НД | ||
Консультации по темам для заочного обучения 6 лет и 3 года 6 месяцев | |||
1. Многозначность определений понятия «права человека». Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «основные права и свободы человека и гражданина». | Д, И, | ||
2. Проблема прав человека в политико-правовой теории и практике СССР Темы рефератов: 2.1. Права человека в советском обществознании и советском праве: проблемы и противоречия. 2.2. Репрессивная практика тоталитарного режима в СССР: политико-правовой аспект. 2.3. История формирования и развития правозащитного движения в СССР и России. | Д, И, | ||
3. Права и свободы человека в экстремальных условиях Темы докладов: 3.1.Права военнослужащих, военнопленных, интернированных лиц и лиц гражданского населения в зоне военных действий. 3.2. Права беженцев и перемещенных лиц. 3.3. Права иностранцев и лиц без гражданства. 3.4. Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительных учреждениях. 3.5. Права человека в условиях частичной или полной потери дееспособности. | Д, И, ТЗ | ||
4. Новые права человека Темы рефератов: 4.1. Право на развитие. 4.2. Право на справедливый и гуманный международный порядок. 4.3. Право на чистоту окружающей среды. | Д, И, ТЗ | ||
5. Утверждение международных стандартов в области прав человека в России Темы рефератов: 5.1.Структура органов и институтов, основные направления деятельности ООН. 5.2. Особенности разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека 1948г. и Международных пактов о правах человека. 5.3. Региональное сотрудничество государств по правам человека. | Д, И, ТЗ | ||
6. Механизм обращения в Европейский Суд по правам человека а) организация работы Европейского Суда по правам человека; б) подготовка и подача жалобы в Европейский Суд; в) процедура рассмотрения жалобы; г) исполнение решений Европейского Суда по правам человека. | Д, Э | ||
7. Стандарты Европейского Суда в области защиты права на жизнь (ст. 2 «Право на жизнь» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод): а) значение и смысл обязательств по защите права на жизнь; б) позитивные обязательства государства (установить правовые нормы, гарантирующие право на жизнь, эффективные уголовные законы и процедуры, привлекать виновных к ответственности, защищать лиц, чья жизнь находится под угрозой); в) процессуальные обязательства государства проводить эффективное расследование, проводить расследование на основе полученной информации о незаконном лишении жизни, проводить расследование и бороться с терроризмом, обеспечить доказательства, обеспечить общественный контроль за расследованием, обеспечить независимость и беспристрастность расследования и т.д.); г) применение силы и исключения статьи 2 части 2(смертная казнь, использование силы, которая потенциально может привести к смерти, ответственность за лишение жизни, совершенное военнослужащими); д) практика достижения дружественного урегулирования по жалобам на нарушение статьи 2. | Д, Э, И | ||
8. Анализ решений Европейского Суда по правам человека: а) Решение «Трубников против России». б) постановление «Калашников против России». в) постановление «Смирнов против России». г) Постановление «Гусинский против России» и др. | Э, И, Д | ||
9. Современные проблемы прав человека в России. | ТЗ, НД |
Неделя | Кол. час. | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Методы | |
Темы: 1.Теория прав человека как общественная наука и учебная дисциплина, ее связь с другими общественными и юридическими дисциплинами. | ТЗ, И, ПБ | |||
2. Современные представления о правах человека. Многозначность определений понятия «права человека». | ТЗ, И, ПБ, НД | |||
3. Право на жизнь и смертная казнь. Право на добровольный уход из жизни. | ТЗ, И, ПБ, НД | |||
4-5 | 4. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин и детей в Российской Федерации: 4.1.Истоки зависимости и дискриминации женщин. 4.2. Условия достижения фактического равноправия женщин. 4.3. Специфика прав и свобод детей. 4.4. Права ребенка в России и международные стандарты в области прав детей. | ТЗ, И, ПБ, НД | ||
6-7 | 5. Конституционно-правовой аспект концепции системы социальной защиты человека и гражданина в Российской Федерации. | ТЗ, И, ПБ | ||
6. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации. | ТЗ, И, ПБ, НД | |||
7. Европейская система защиты прав человека. | ТЗ, И, ПБ | |||
8. Континентальные институты защиты прав человека. | ТЗ, И, ПБ | |||
9. Роль, компетенция Организации Объединенных Наций и ее главных и вспомогательных органов в защите права человека. | ТЗ, И, ПБ | |||
10. Международный контроль за соблюдением государствами прав человека. | ТЗ, И, ПБ | |||
11. Защита прав человека международными должностными лицами. | ТЗ, И, ПБ | |||
12. Прав человека и деятельность правозащитных неправительственных организаций 12.1. Правозащитные неправительственные организации на международной арене 12.2. Неправительственные правозащитные организации в России. | ТЗ, И, ПБ, НД | |||
15-16 | 13. Применение международных норм о правах человека в сфере конституционного правосудия 13.1. Имплементация норм международного права в решениях Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. 13.2. Применение Конституционным Судом РФ решений Европейского Суда по правам человека. | М, Д | ||
Итого самостоятельная работа – 60 часов | ||||
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализоваться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Использование информационных ресурсов и баз данных | Текущее и зачетное тестирование на основе разработанных тестовых заданий (а.201) |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Использование Интернет ресурсов при подготовке докладов, практических занятий. Использование электронной версии УМК. |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | Ориентация студентов на учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, монографии, посвященные правам человека, а также механизмам защиты прав и свобод личности |
4. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Данный курс связан с конституционным (государственным) правом, поэтому необходимо ориентировать студентов на углубленное изучение конституционного права России, конституционного права зарубежных стран (для проведения сравнительного анализа), международного права и международного гуманитарного права. |
5. | Применение активных методов обучения, на основе опыта | В ходе занятий использование таких методов как: интерактивное выступление, наглядные пособия, приглашение специалистов, сократический диалог, творческие проблемные задания (анализ дела и выработка позиции, составление документа и т.п.); мозговой штурм; работа в малых группах; направляемая дискуссия. |
6. | Метод работы в малых группах | Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы, путей ее разрешения. |
Творческие задания | Этот метод может применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Творческие задания носят проблемный характер. Они требуют от студентов творческого подхода, в них всегда содержится элемент неизвестности и никогда нет одного, раз и навсегда данного правильного решения. Решений может несколько или множество. Например, составление юридического документа (заявления, жалобы, ходатайства); подготовка выступления по определенной проблеме; решение юридического казуса; составление тестов. |
3.Средства обучения