ТЕМА 3. Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
План:
1. Состояние игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью при поступлении в специальное дошкольное учреждение.
2. Условия, необходимые для развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Недоразвитие игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми.
Особенности игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью:
- На момент поступления в специальное дошкольное учреждение игровая деятельность оказывается несформированной. Дети однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения.
- У значительной части дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия (ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс).
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно выполнение игровых действий без речевого сопровождения.
- Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью длительное время не обнаруживают потребности в игре. Их не привлекает возможность действовать с игрушками, налаживать контакты с взрослыми и детьми.
- Наблюдается неустойчивый интерес к игре, не наблюдается глубокого поглощения игрой.
- Наличие нарушений мелкой моторики и зрительно-двигательной координации затрудняют точное и четкое выполнение отдельных игровых действий.
- У детей не достаточный объем знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр оказываются весьма однообразными.
- Дети редко выступают инициаторами игры.
- Последовательное выполнение нескольких действий является сложным, поэтому длительное время дети допускают нарушения порядка действий в цепочке.
- Функция замещения спонтанно не формируется Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх.
- В самостоятельных играх дети редко взаимодействуют друг с другом (взаимодействие начинается преимущественно по требованию или совету педагога).
- Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не проявляют в играх инициативы и творчества.
- В играх детей с интеллектуальной недостаточностью редко раздается смех и плач «понарошку», интонации ровные, дети затрудняются в выражении чувств.
Успешное развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени зависит от правильной организации обучения игре. Прежде всего, важно, чтобы:
- педагогический коллектив специального дошкольного учреждения осознавал, что игровая деятельность является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса;
- в режиме дня специального дошкольного учреждения строго определяется время для проведения занятий по обучению игре;
- игры проводится во всех режимных моментах, а также в свободной деятельности детей;
- большое значение в обучении игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет устройство игрового уголка в групповой комнате;
- развитию игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способствует систематическая организация наблюдений в природе, на экскурсиях, в семье, создание живого уголка, изготовление атрибутов.
Таким образом, развитие личности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, у которых целенаправленно формируется игровая деятельность, происходит успешнее, нежели у необученных сверстников.
Вопросы и задания:
1. Назовите принципиальные отличия в формировании игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта и детей с нормальным развитием.
2. Охарактеризуйте этапы формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Продумайте 3-4 ситуации, с помощью которых можно стимулировать дошкольника с интеллектуальной недостаточностью к осуществлению игровых действий или к вступлению в игру.
5. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Значение игры для развития личности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Литература: 5, 9, 11, 14, 15, 24, 25, 36, 37, 40.