I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом)
Оболочки спинного мозга.
1. Твердая оболочка – одевает снаружи спинной мозг в форме длинного мешка.
Она прилежит к надкостнице позвоночного канала. Между ней и надкостницей находится эпидуральное пространство, в котором располагается жировая клетчатка и венозное сплетение. Эта оболочка имеет толстые и крепкие стенки. Внутренняя поверхность твердой оболочки спинного мозга отделена от паутинной субдуральным пространством, пронинизанным большим количеством тонких соединительнотканных перегородок. Субдуральное пространство вверху соединяется с аналогичным пространством в полости черепа,а внизу слепо заканчивается на уровне 2-го крестцового позвонка.
2. Паутинная оболочка- это тонкая пластинка, бессосудистая прилежит к твердой оболочке и срастается с ней в области межпозвоночных отверстий.
3. Мягкая оболочка - плотно прилежит к спинному мозгу и срастается с ним. Между паутинной и мягкой оболочками находится субарахноидальное (подпаутинное) пространство, которое содержит спинномозговую жидкость около 120-140мл. Это пространство особенно широко внизу, где оно окружает конский хвост. При необходимости ниже уровня 2-го поясничного позвонка проводят спинномозговую пункцию без риска повредить спинной мозг.
По бокам от спинного мозга в этом пространстве лежит зубчатая связка, укрепляющая спинной мозг в его положении.
А. Вопросы для устных ответов у доски:
1. Расположение и строение спинного мозга.
2. Микроскопическое строение спинного мозга.
3. Понятие сегмента спинного мозга, функции и оболочки спинного мозга.
4. Проводящие пути спинного мозга.
5. Полость, рефлексы спинного мозга.
Б. Опережающие задания (рефераты).
1. Кровоснабжение спинного мозга.
2. Подоболочечные пространства и их значение.
Учебно-методический план занятия № 19 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Спинномозговые нервы»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность 90 минутМесто проведениякабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания об образовании и ветвях спинномозгового нерва.
2. Сформировать знания о сплетениях передних ветвей спинномозговых нервов.
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки).
2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости.
Развивающая:
1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Строение спинномозговых нервов, их количество.
2. Ветви спинномозговых нервов.
3. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации.
4. Строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов.
5. Медицинскую терминологию.
Уметь:
1. Показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах и таблицах.
2. Показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными парами спинномозговых нервов в атласе и в таблицах.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие:анатомия (9кл.)
Обеспечиваемые:латинский язык, нервные болезни.
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.
Обеспечение занятия:
Оснащение:таблицы, учебник, атлас.
Технические средства:слайды, компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал:
- Индивидуально-технологическая карта комбинированного занятия.
Литература:
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.335-345.
2. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.335-358.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Сформировать знания об образовании и ветвях спинномозгового нерва.
2. Сформировать знания о сплетениях передних ветвей спинномозговых нервов.