I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом)

Значение, функции нервной системы.

Условный тормоз.

5. Запредельное торможение – если безусловное и условное торможение играют координационную роль, т.е. выключает все рефлексы, мешающие осуществлению нервной деятельности, необходимой в данный момент.

6. Охранительное торможение – если раздражитель настолько силен, что под его действием может произойти истощение, гибель, поломка нервной клетки, то этот сильный раздражитель вызывает в коре не возбуждение, а торможение, т.е. охраняет нервные клетки от чрезмерного возбуждения (открыл И.П. Павлов).

Функции нервной системы:

1. Чувствительная функция.

2. Двигательная функция.

3. Вегетативная функция.

4. Сенсорная функция.

5. Психическая функция.

Сенсорная система – это система по восприятию, обработки, хранению и передачи информации.

Значение нервной системы:

1. Иннервирует каждый орган.

2. Объединяет все органы в системы, а системы в организм.

3. Осуществляет мышление и речь.

Центральная нервная система хорошо кровоснабжается, т.к. нейроны очень чувствительны к кислородному голоданию. Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает обморок – потерю сознания; повышение температуры тела до 40-420С – бред – нарушение сознания.

А. Индивидуальные задания студентам для письменных ответов.

№1

1. Типы нейронов.

2. Понятие – рефлекс.

№2

1. Отделы нервной системы, их функции.

2. Понятие – рефлекторная дуга, ее звенья.

№3

1. Внутреннее строение мозга.

2. Время рефлекса.

№4

1. Охарактеризуйте 3 рода воздействия на ЦНС по И.П.Павлову.

2. Понятие – рецептивное поле рефлекса.

№5

1. Типы нейронов, топография и их функции.

2. Понятие – нервный центр.

№6

1. Классификация рефлексов.

2. Понятие – запредельное торможение.

№7

1. Понятие – синапс.

2. Виды торможения.

№8

1. Значение и функции нервной системы.

2. Виды условного торможения.

№9

1. Понятие – возбуждение и торможение, их значение.

2. Понятие – охранительное торможение.

№10

1. Понятие – доминанта.

2. Особенности условного рефлекса.

№11

1. Условия, необходимые для образования условного рефлекса.

2. Виды торможения.

Б. Опережающие задания (рефераты)

1. Рефлекторные дуги соматической и вегетативной нервной системы.

2. Нервно-мышечный механизм физиологической регуляции.


 

Учебно-методический план занятия № 18 группа дата
(для преподавателя)    

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Тема занятия: «Функциональная анатомия спинного мозга»

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность 90 минутМесто проведениякабинет анатомии

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Учебная:

1. Сформировать знания о строении спинного мозга.

2. Сформировать знания о сегментах, функциях, проводящих путях, рефлекторной дуге спинного мозга.

Воспитательная:

1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки).

2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости.

Развивающая:

1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать:

1. Расположение и строение спинного мозга.

2. Оболочки спинного мозга.

3. Полость спинного мозга.

4. Микроскопическое строение спинного мозга.

5. Понятие сегмента спинного мозга.

6. Проводящие пути спинного мозга.

7. Функции спинного мозга.

8. Рефлексы спинного мозга.

9. Рефлекторные дуги.

10. Полость спинного мозга.

Уметь:

1. Показать в атласе и на муляжах основные структкры спинного мозга.

2. Применять медицинскую терминологию.

3. Отобразить (на память) звенья рефлекторной дуги.

 

Межпредметные связи:

Обеспечивающие:анатомия (9кл.)

Обеспечиваемые:латинский язык, нервные болезни.

Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.

Обеспечение занятия:

Оснащение: таблицы, учебник, атлас.

Технические средства:слайды, компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал:

- Инструктивно-технологические карты комбинированного занятия.

 

Литература:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.290-292, 369-372.

2. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.296-305, 339-346, 348-349.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания о строении спинного мозга.

2. Сформировать знания о сегментах, функциях, проводящих путях, рефлекторной дуге спинного мозга.