Теория мотивации.

Стимулирование. Мотивация персонала.

Работник эффективен тогда, когда организация его полностью устраивает.

Стимулы: материальные (зарплата, премии, компенсации и др.), нематериальные (похвала и др.).

Есть 2 группы теорий: одна апеллирует к потребностям (анализирует потребности сотрудников, лежащие в основе поведения)

Содержательная теория:

1. Пирамида потребности Маслоу (физиологические, безопасность, социальные, самореализация, самосовершенствование). Маслоу не разрабатывал пирамиду, он рассматривал потребности, относя их к ребенку. В итоге оказалось, что эта теория хорошо ложится на организацию.

Каждая потребность — способ взаимодействия с подчиненным. Задача менеджера — понимать своего сотрудника.

2. Двухфакторная теория мотивации Гецберга. Он делит пирамиду Маслоу пополам: мотиваторы (побуждающие факторы мотивации) и гигиенические потребности

3. Теория ядерных факторов мотивации Олдхема/Хекмана.
Ядерные факторы мотивации — это возможность самостоятельной деятельности, право получать информацию. Человеку оказывают доверие. Это важно, чтобы человек чувствовал автономию => для этого нужно создавать специальную атмосферу.

4. Психоаналитическая теория З.Фрейда
Либидо (Эрос) и Танатос.

Эрос. При формировании рабочих групп сексуальный фактор усиливается. Группа не должна быть однородной по половому признаку.

5. Детонистическая теория (К.Юнг, Пигер)
удовольствие ожет быть стимулом. Есть определенный уровень удовольствия (если у человека очень много денег, он зажирается, деньги обесцениваются) => нужно дозировать, не «перекармливать», важны пропорции

6. Теория условного рефлекса (Павлов).
Новый сотрудник может чего-то не уметь, его не нужно ругать за это, обязательно должно быть право на ошибку. Чем больше давления, тем больше комплексов.

Процессуальная теория мотивации:

это теория в основе которой лежат попытки понять процесс принятия решения сотрудником и те оценки, которые он дает.

1. Теория ожидания (основана на бихевиоризме).

           
   
Ожидаемая ценность вознаграждения
 
Ожидание того, что цель может быть достигнута
 
Ожидание что ооследует вознаграждение
 

 


Х Х → мотивация

 

валентность 1 → 0
основана на том, что сотрудник ждет от задачи

2. теория справедливости Адамса (Джорша(?) )
сотрудники в организации сравнивают себя с другими сотрудниками. Нужно применять ко всем сотрудникам одинаковые критерии.

Эти теории объясняют почему сотрудник ведет себя так или иначе в определенных ситуациях.

3. Комплексная процессуальная теория мотивации.

Сводит воедино ожидаемость и действительность

 

 


Вероятность вознаграждения
зависит от:

       
   
 
 
Способности, характер работы (работа, к которой привык)

 


Мотивация (побуждение к действию)
Самооценка
Вознаграждение как справедливое
Внутреннее вознаграждение (то, как сам себя оцениваешь)
Внешнее вознаграждение (сильно завысили)
зависит от:

 

4. теория целей Эдуарда Локсли (?)

Ближайшая человеку цель определяет его поведение.