Рекреационные потребности и спрос

Рекреационное хозяйство

 

Рекреационное хозяйство – сложная комплексная отрасль, включающая по принципу функционального назначения и единства управления:

- санаторные учреждения: санатории и пансионаты с лечением, санатории-профилактории – важно наличие 2-х факторов: избирательность предприятий этого типа, тяготеющая к районам с колебательной длительностью комфортных периодов, к побережьям тёплых морей, к района минеральных вод, целебных грязей и тяготение к наиболее крупным районам формирования спроса, к местам концентрации населения;

- оздоровительные учреждения - дома и пансионаты отдыха, - ориентированы на оздоровительный отдых взрослого населения; базы отдыха - группа оздоровительных предприятий (базы спортивных и туристско-оздоровительных лагерей, дома охотников и рыболовов, близкая по функциям к домам отдыха) создаётся за счёт фондов социального развития, поэтому размещаются на сравнительно небольшом удалении от мест спроса. Их скопление находится на уровне местных потребностей, а также потребностей близлежащих районов (район Азовского моря для Донбасса 8- 7% семейного отдыха), базы и угодья хозяйств общества охотников и рыболовов,

- туристские предприятия - турбазы, турпосты, приюты, альпийские лагеря, бюро экскурсий и путешествий, гостиницы;

- детские учреждения отдыха – детские оздоровительные лагеря, учебно-оздоровительные лагеря, детские экскурсионно-туристские станции, спортивные и спортивно-трудовые лагеря для подростков, дачи детских садов и ясельных учреждений;

- предприятия автомобильного туризма - мотели, кемпинги, ротели;

- предприятия водного туризма - ботели, флотели, бото- и фотокемпинги;

- предприятия воздушного туризма – флайтели.

Кроме них задействованы дополнительные службы – страховые и юридические, обслуживания и пр.

 

 

Движущей силой рекреационной деятельности являются рекреационные потребности человека (потребности в лечении, отдыхе, познании), которые отражают объективные условия жизни. Рекреационные потребности возникают на определённом уровне общественного развития, в ходе действия закона возвышения потребностей человека.

Формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов:

- социально-экономических – уровень развития страны и сферы отдыха, реальные доходы населения, цены на рекреационные услуги, развитие транспорта, длительность отпусков, реклама, уровень жизни, подвижность населения, национальные традиции;

- демографических - соотношение городского и сельского населения, половозрастная структура населения, состав и размер семьи;

- социально-психологических - интенсивность культурных и деловых связей, влияние моды, ценностные ориентации личности;

- медико-биологических – состояние здоровья населения, санитарно-гигиенический, уровень информированности о возможности лечения в своей и других странах;

- природных – особенности физико-географического положения места проживания по отношению к морю, горам и т.д.

Рекреационные потребности проявляются на трёх уровнях:

- общественном - потребности общества в восстановлении физических и психических сил;

- групповом - потребности определённых социальных и возрастных групп населения (социальная, национальная принадлежность, профессия, пол, возраст и т.д.);

- индивидуальном - различные занятия. Вся западная система построена на удовлетворении индивидуальных потребностей.

Чтобы удовлетворить рекреационные потребности клиентам предлагается рекреационная услуга, характерной чертой которой является неосязаемость.

Рекреационная услуга как любой товарный продукт имеет жизненный цикл: создание новой рекреационной услуги, выход на рынок, проявление интереса покупателей, стабилизация спроса, потеря интереса.

Реализованная рекреационная потребность является рекреационным спросом.

Рекреационный спрос можно определить по загрузке номерного фонда, по выручке на 1 туриста, по товарообороту, по объёмам продаж.

Рекреационный спрос является объектом маркетинговых программ, которые позволяют:

- изучить рекреационный рынок, в том числе провести анализ собственного и конкурентного предложений, и выявить свободную нишу;

- определить цель и задачи по её достижению;

- разработать рекреационную услугу и организовать сбытовую деятельность;

- провести эффективную рекламную кампанию.

В результате исследований выявляется характер рекреационного спроса, который может быть:

· растущий;

· падающий;

· полноценный;

· стабильный;

· неравномерный – связан с сезонностью рекреационной деятельности;

· скрытый – спрос есть, но не реализуется (нет предложения);

· чрезмерный – спрос превышает предложение. В этом случае имеет смысл демаркетинг (уменьшение спроса), чтобы уменьшить поток рекреантов.

В рекреационном спросе прослеживается тенденция на сильно выраженную сезонность. Спрос на зимний отдых и отдых в межсезонье практически отсутствует, что снижает рентабельность рекреационной деятельности, создаёт пики и провалы в занятости трудовых ресурсов и нагрузке сферы обслуживания и транспорта.

Это требует введения определённых привлекательных условий путём развития рекреационной инфраструктуры, рассчитанной на круглогодичное пребывание.

В результате происшедших изменений в рекреационном спросе изменились и требования к качеству рекреационных услуг. Не пользуется популярностью комплексное обслуживание туристов по путёвкам, а наблюдается тенденция к более комфортному проживанию и индивидуальному выбору рекреационных услуг. Так в настоящее время отмечаются тенденции в снижении темпов лечебной рекреации и росте рекреационных оздоровительных, спортивных и познавательных занятий. Появляются новые ранее не практиковавшиеся рекреационные занятия.

 

Ключевые слова: рекреационная деятельность, рекреационное хозяйство, рекреационные потребности, рекреационная услуга, рекреационный спрос

 

Контрольные вопросы:

1. Этапы становления рекреационной деятельности

2. Особенности современного этапа

3. Развитие рекреации в Крыму

4. Какие факторы являются движущей силой рекреационной деятельности

5. Что ограничивает развитие рекреационной деятельности

6. Основные функции рекреационной деятельности

7. Виды рекреационной деятельности

8. Что собой представляет рекреационное хозяйство

9. Формирование рекреационных потребностей

10. В чём состоят особенности рекреационной услуги?

11. Что представляет собой рекреационный спрос