Маркировка грузовых стрел и кранов

Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:
• регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
• свидетельства об испытании и полном освидетельствовании грузоподъемных устройств, спаренных грузовых стрел, заменяемых и съемных деталей, стального троса;
• сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы;
• инструкции по работе со спаренными грузовыми стрелами и кранами.

 

 

Рис. 48 Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана

 

На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения:
• грузоподъемность, т, с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load (безопасность грузить)), для стрел также наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;
• месяц и год испытания;
• отличительный номер.

 

Знак маркировки Значение знака
  Стрелы
SWL 1,5 т 15° Грузоподъемность 1,5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
SWL 5 т 30° Грузоподъемность 5 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 30°
SWL 3-5 т 15° При наклоне стрелы к горизонту не менее 15° грузоподъемность 3 т при одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 3-5 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° грузоподъемность 3 т при одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 3-5 т 15° При наклоне стрелы к горизонту не менее 15° грузоподъемность 3 т при одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля (тали)
SWL 10 т 30° При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° при применении специального вооружения стрелы в соответствии с документацией устройства грузоподъемность 10 т
SWL 80 т 25° Грузоподъемность 80 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 25°
SWL3т2т15° Грузоподъемность 3 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
V Грузоподъемность 2 т при работе спаренными стрелами в соответствии с инструкцией по вооружению и эксплуатации спаренных стрел
  Краны
SWL3T Грузоподъемность 3 т (для нестреловых кранов и подъемников, а также кранов с постоянным вылетом стрелы)
SWL1,5т4-12м Грузоподъемность 1,5 т при вылете стрелы от 4 до 12 м
SWL3T4-12M Грузоподъемность 3 т при вылете стрелы от 4 до 12 м

 

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.

Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

В судовом кране грузовая лебедка и грузовая стрела объединены в одну установку соответственно большей производительности. Судовые краны выполняются обычно с шарнирной укосиной и переменным вылетом стрелы. Стрелу иногда выполняют с ломаной осью для возможности подъёма груза большего габарита на малых вылетах. Наиболее распространены поворотные судовые краны, конструкция которых показана на рис. 49. Установка двух поворотных кранов на поворотной платформе значительно повышает маневренность и увеличивает грузоподъемность вдвое. При спаривании краны устанавливаются параллельно с управлением из одной из кабин, подъем груза и стрелы запараллелены, поворот осуществляется платформой, груз можно поднимать одновременно двумя стропами (канатами) с увеличением грузоподъемности вдвое. В обычном режиме платформа разворачивается так, чтобы каждый кран обслуживал ближайший люк. Судовые стреловые краны бывают электрическими и электрогидравлическими.


1 – колонна; 2 – площадка поворотная с приводными механизмами; 3 – механизм измерения вылета стрелы; 4 – механизм подъема и опускания груза; 5 – кабина поста управления; 6 – оттяжка стрелы; 7 – грузовой шкентель; 8 – стрела; 9 – гак с противовесом и вертлюгом.

Рис. 49. Судовой грузовой кран.

В конструкции должна быть предусмотрена возможность укладки стрелы по-походному. Используются также судовые краны на катучем портале, перемещающиеся вдоль судна рис.50d.

Судовые бортовые краны:
а — расположение кранов и плоскости их действия; b — краны грузоподъемностью 3 и 5 т; с краны на поворотной платформе; d — передвижной
поворотный кран. 1 — портал. Рис. 50


По сравнению с грузовыми стрелами поворотный кран требует меньшего количества обслуживающего персонала и занимает меньше места на палубе. Отсутствие грузовых стрел и мачт с топенантами, оттяжками и вантами увеличивает обзорность палубы. Так как судовые краны могут быть оборудованы и для работы с грейфером, в плохо оснащенных портах, появляется возможность перегружать сыпучий груз с помощью корабельных средств. Менее пригодны судовые краны для перегрузки тяжеловесных грузов.
Конструкции судовых кранов рассчитаны на полезную грузоподъемность от 10 до 50 кН при вылете стрелы 3—16 м. Рабочая скорость судовых кранов при подъеме в зависимости от грузоподъемности лежит в пределах от 0,3 до 0,8 м/с. Опускаются грузы обычно с удвоенной скоростью. Скорость подъема нока стрелы составляет около 0,3 м/с, поворачиваются краны со скоростью 1—2 об/мин. Мощность двигателя при подъеме составляет 7—18 кВт, при поворачивании и подъеме 4,4—6,6 кВт.

Судовые контейнерные краны устанавливают на судах контейнеровозах для независимой от портовых средств погрузки и выгрузки контейнеров рис 51.

Рис. 51

 

Эти краны имеют мост (портал) перемещаемый по рельсам на палубе судна, с откидными консолями (рис. 51а, в) или без них (рис. 51,б) с опорной или угловой тележкой, часто имеющей поворотную стрелу, что позволяет делать портал без консолей. Грузоподъёмность и скорость судовых контейнерных кранов аналогична складским контейнерным перегружателям.

Плавучие краны состоят из верхнего строения и понтона. На плавучих кранах предусмотрены помещения для команды и ремонтных мастерских.

Краны, имеющие грузоподъёмность 5-25т предназначены для массовых перегрузочных работ, а большой грузоподъёмности для перегрузки тяжеловесов, строительных, монтажных, судостроительных и аварийно-спасательных работ. Верхние строения плавучих кранов чаще бывают поворотные, самоходные. Привод плавучих кранов может быть дизель-электрический, дизельный, иногда паровой. Возможно также электропитание с берега. Понтоны преимущественно изготавливают из стали. Размеры понтонов принимают из условий ограничения углов крена и дифферента.

 


 

 

Для поворотных кранов с высокой угловой скоростью, кроме того учитывают рыскливость (способность понтона вращаться под действием вращающего момента). Ширина понтона часто ограничена размерами каналов и шлюзов и обычно равна 0,35-0,6 его длины. Понтоны оборудуют швартовыми и якорными устройствами.

Плавучие краны для массовых перегрузочных работ не самоходные. Имеют грузоподъёмность 5-25т, постоянную по вылету стрелу до 36 м. Применяются для перегрузки сыпучих и штучных грузов, погрузки на суда подводных строительных материалов и для очистки акватории.

Лекция 10

Специализированное подъёмно-транспортное оборудование. Лифты и подъёмники

Лифт – является машиной циклического действия, предназначенной для вертикального подъема и спуска людей и грузов с одного уровня на другой.

Кабина лифта перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. Шахта представляет собой сооружение, внутри которого перемещается кабина и противовес. Иногда для противовеса используют отдельную шахту.

При подъеме кабины стальной канат навивается на барабан лебедки или огибает канатоведущий блок.

При разработке конструктивной схемы лифта чаще подъемный механизм располагают верху. Наиболее распространены в лифтах лебедки с редуктором и канатоведущим шкивом. В отличие от барабана шкив имеет небольшую ширину практически не зависящую от высоты подъема кабины.

Номинальною грузоподъемностью лифта называется масса полезно перемещаемого груза. Масса кабины и постоянно расположенных в ней устройств не входит в номинальную грузоподъёмность лифта. Противовес в лифте применяют для уравновешивания кабины и части полезного груза с целью уменьшения мощности подъемного механизма. Кроме того без противовеса невозможно использовать подъемный механизм с канатоведущим шкивом.

Для безопасной работы лифты снабжены ловителями с помощью которых кабину можно остановить и удерживать в направляющих шахты. Ловители устанавливают в нижней части каркаса кабины. Остановка и удержание кабины и противовеса в направляющих шахты происходит благодаря появлению силы трения между направляющей и захватным устройством (клин, эксцентрик, нож, клещи). Кроме ловителей, в момент обрыва грузонесущих канатов или их ослаблении, а также при увеличении скорости кабины и противовеса выше допустимой, должен автоматически останавливаться электродвигатель лифта. В пассажирских и грузовых лифтах большой грузоподъемности обычно применяют клиновые захваты ловителей с одним или двумя клиньями.

 

.

Кроме ловителей, лифт оборудуют специальной автоматической аппаратурой, допускающей открытие дверей в шахту лифта при положении кабины только непосредственно против проема и не допускающей включения двигателя при неплотно закрытых дверях шахты и кабины. Лифт снабжен концевым выключателем, электромагнитным тормозом, иногда регулятором скорости, ограничивающим её увеличение не более чем на 40% от номинальной. Пасажировместительность от 3 до 25 человек.

Грузовой лифт является средством доставки груза на разные уровни в складах портов и размещении грузовых тяжеловесных грузов (лихтеров и вагонов), между палубами специализированных судов.

Складской лифт в отличие от пассажирского лифта может не иметь дверей и быть подвешенным на меньшем числе канатов, в лифте может отсутствовать ограничитель скорости, а управление таким лифтом осуществляется только снаружи. Установка грузовых лифтов должна обеспечивать удобное маневрирование при загрузке лифта.

Конструкция грузовой платформы определяется особенностями транспортируемых грузов. Грузоподъемность от 100 – 5000 кг.

Подъемники– это ГПМ, в которых перемещение груза с одного уровня на другой производится в грузонесущих органах, движущихся по направляющим путям.

По назначению различают ковшовые (скиповые) и платформенные подъемники, применяемые для перемещения насыпных и штучных грузов.

На речном транспорте используются в основном наклонные платформенные подъемники (рис. 60), особенно на слипах строительных и судоремонтных заводов для подъема судов из воды на слип и спуска их на воду. Косяковая тележка 1 с горизонтальной платформой передвигается по рельсам 3 с помощью тягового каната 2, наматываемого на барабан лебедки. При использовании наклонного платформенного подъемника на причале иногда их делают сдвоенными, с тем, чтобы при подъеме одной тележки вторая спускалась. Это способствует снижению мощности лебедки подъёма.

Строительные подъемники — это грузоподъемные машины, предназначенные для подъема и спуска грузов с помощью грузонеcущих устройств, перемещающихся по вертикальным или наклонным направляющим. По конструкции направляющих различают подъемники, (рис. 60,1) с подвесными направляющими и с жесткими направляющими — мачтовые и шахтные.

В подъемниках с подвесными направляющими грузонесущее устройство перемещается вдоль натянутых вертикально направляющих. К недостаткам подъемников этого типа относится возможность раскачки грузонесущего устройства при значительной высоте подъема, а также трудности с установкой консольной опорной рамы на крыше здания.

а — с подвесными направляющими, б — мачтовый, в — шахтный; 1 — натяжное устройство. 2 — лебедка, 3—грузонесущее устройство, 4 —направляющие втулки, 5 — грузовой канат, 6 — направляющие, 7 —блок, 8, 13 — рамы, 9 — противовес, 10 — здание, 11 —настенная опора, 12 —ходовые ролики, 14 — шахта

Рис.60.1

По конструкции направляющие бывают комбинированными, т. е. состоят из гибких и жестких элементов или шарнирно сочлененных жестких элементов, и гибкими, которые изготовляют из канатов. Направляющие натягивают как за счет массы поднимаемого груза, так и с помощью специальных натяжных устройств. При фиксированном грузонесущем устройстве груз снимают вручную. Подъемники, оборудованные выдвижными платформами или монорельсами с электроталью, подают груз непосредственно в проем здания.

Мачтовый подъемник включает в себя вертикальную раму, по которой с помощью канатного механизма подъема может перемещаться грузонесущее устройство, снабженное ходовыми роликами. Такие подъемники в ряде случаев можно использовать и для подъема людей. При малой высоте подъема мачтовые подъемники могут стоять свободно, при большой высоте их прикрепляют к стене здания опорами. Груз подают на уровень проема здания или внутрь здания. В последнем случае при использовании выдвижных платформ груз не опускают на перекрытие, а при применении выдвижных монорельсов с электроталями он может быть опущен.

На строительстве больше всего распространены мачтовые подъемники, как наиболее простые в монтаже.

Грузоподъемность мачтовых подъемников серии ТП составляет 3,2—5 МН, высота подъема 6—50 м, скорость подъема 0,1—0,52 м/с; груз может перемещаться по горизонтали от мачты на расстояние до 3 м.

 

Лекция 11