Методологические аспекты налогового учета.
Организационно-технические аспекты налогового учета
Совокупность организационно-распределительных документов, определяющих правила ведения налогового учета в организации формирует учетную политику в области налогообложения. Учетная политика утверждается руководителем организации на конкретный финансовый год. Данный документ определяет организационно-технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Организационно-технические аспекты налогового учета включают:
1. Организационные аспекты учетной политики для целей налогообложения:
1.1 Разработку способа организации налогового учета:
· Утверждение отдела налогового учета как отдельного структурного подразделения;
· Выделение группы налогового учета в составе бухгалтерии;
· Ведение должности бухгалтера по налоговым расчетам;
1.2 Привлечение специалистов со стороны;
1.3 В отдельных случаях руководитель может лично вести налоговый учет;
1.4 Определение прав, обязанностей, ответственности работников, занятых ведением налогового учета;
1.5 Опредление порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога.
2. Технический аспект налоговой политики включает:
2.1 Рабочий план счетов налогового учета, который строится на основании типового плана счетов бухгалтерского учета и рабочего плана счетов, утвержденного в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета;
2.2 Формы ведения налогового учета, которые включают перечни и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных и взаимосвязь показателей данных регистров, например, при расчете налога на прибыль в рамках ведения налогового учета организации, целесообразно вести следующие регистры:
· Регистр дохода от реализации;
· Регистр дохода от внереализационных операций;
· Регистр налогов, полученных из-за рубежа;
· Регистр расходов, приходящийся на доходы от реализации;
· Регистр расходов от внереализационных операций;
· Регистр расходов, приходящихся на доходы, получаемые из-за рубежа.
3. Технологический аспект налогового учета отражает технологию обработки информации (механизированно или вручную).
Методологические аспекты налоговой политики позволяют описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству, они либо отличаются от правил ведения бухгалтерского учета, либо подразумевают вариантность оформления каких-либо операций.
Методология налогового учета включает семь основных методов:
1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Фактически речь идет о выработки в налоговом учете своего категорильно-понятийного аппарата, посредством которого он и реализуется внешне как самостоятельная отрасль системы финансовых отношений;
2. Установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Основной особенностью данного метода является его направленность исключительно на налогообложение, то есть в налоговом законодательстве установлен особый порядок для расчета специальной налоговой себестоимости, которая применяется исключительно для определения прибыли, подлежащей налогообложению;
3. Метод учета формирования налогооблагаемой прибыли:
3.1 Первый метод учитывет момент получения средств и производства выплат в натуре (кассовый);
3.2 Второй метод применяется по моменту возникновения имущественных прав и обязательст;
4. Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения. Суть этого метода состоит в том, что для целей налогообложения налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым;
5. Установление налогового дисконта. Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы;
6. Определение для каждого вида налога своего налогового периода. Налоговый период – это срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства;
7. Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации, что является формально-техническим приемом методологии налогового учета.
Тема 10: «Организация деятельности налоговых органов»
1. Налоговые органы, права и обязанности налоговых органов и должностных лиц.
2. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налогов.
3. Административная и уголовная ответственность за налоговые нарушения.
- Налоговые органы, права и обязанности налоговых органов и должностных лиц
В соответствии со ст.80 Налогового кодекса РБ налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
Полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
К налоговым органам страны относятся:
· Министерство по налогам и сборам, его инспекции;
· Таможенный комитет;
· Министерство финансов;
· Комитет государственного контроля.
Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), документы и иную информацию, касающуюся деятельности плательщика;
2) вызывать налоговые органы плательщиков и их представителей, в отношении которых проводится проверка;
3) вносить представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности ИП;
4) в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски;
5) взыскивать в установленном порядке неуплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
6) приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банках;
7) производить арест и изъятие вещей и ТМЦ плательщика, которые являются предметами нарушения налогового законодательства;
8) изымать при проведении проверки кассовое оборудование для направления на техническое освидетельствование.
Налоговые органы и их должностные лица обязаны:
1) действовать строго в соответствие с законодательством;
2) корректно и внимательно относиться к плательщикам, не унижать их чести и достоинства;
3) давать письменное разъяснение плательщикам по вопросу применения актов налогового законодательства;
4) в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;
5) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений законодательства;
6) осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
7) передавать материалы проверок по факту нарушений законодательства в органы уголовного преследования;
8) отменять несоответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с налоговым законодательством.
Таможенные органы осуществляют привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) РБ.
Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам, полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.