Между тем КМП ООН (далее - КМП) при разработке темы об ответственности как государств, так и международных организаций четко разграничила эти понятия.
Дискреционный и, возможно, произвольный характер выбора, сделанного этим органом, усугубляется, таким образом, тем фактом, что отсутствие мотивировки исключает немедленную или последующую проверку законности сделанного им выбора .
В этой связи актуальна проблема определения категории универсальных обязательств erga omnes и координации действий государств, реализующих ответственность на многосторонней основе.
Универсальные правоотношения ответственности возникают прежде всего вследствие совершения наиболее опасных нарушений международного права. Координация действий государств осуществляется путем их разграничения на категорию непосредственно и косвенно потерпевших. При этом только непосредственная жертва противоправного деяния обладает полным набором полномочий, тогда как полномочия других государств, заинтересованных в соблюдении нарушенного обязательства, являются производными и более узкими.
Это положение касается как государств, так и международных организаций. В частности, поводу полномочий Совета Безопасности ООН, играющего ключевую роль в обеспечении международного мира и безопасности, справедливо отмечал, что:
a) Совет действует в высшей степени дискреционно. Он не дей
ствует обязательно и регулярно во всех ситуациях, которые,
видимо, требуют применения его компетенции. Напротив,
он действует избирательно;
b) Совет не обязан применять единый критерий в ситуациях,
которые могут показаться вполне схожими. Соответственно
преступления такого же вида и такой лее серьезности, что и
другие, могут рассматриваться иначе или не рассматривать
ся вообще;
с) сам характер решений Совета, по-видимому, исключает какую-либо обязанность с его стороны мотивировать свои решения, свои действия или бездействия.
Осуществление международной ответственности не на обязательной основе означает, что политические мотивы, играют значительную роль в ходе восстановления нарушенного правопорядка.
Вместе с тем необходимость реагирования на совершение наиболее опасных нарушений международного права, угрожающих существованию всего человечества и сохранению его важнейших ценностей, требует привлечения усилий всего мирового сообщества. В таких случаях реагирование со стороны отдельных государств может приобретать обязательный характер. В частности, ст. 41 Проекта включила требование, выраженное также в ряде других международно-правовых актов, о сотрудничестве всех государств в случае совершения серьезных нарушений международного права с тем, чтобы положить конец правомерными средствами любому серьезному нарушению, не допустить признания правомерным положение, сложившееся в результате серьезного нарушения и не оказывать помощи или содействия в сохранении такого положения.
§ 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
В международно-правовой литературе существуют довольно разноречивое понимание и применениепонятийно-категориального аппарата, относящегося к институту реализации международно-правовой ответственности.
В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответственности», «формы» и «виды» такой ответственности.
К юридическим последствиям международно-противоправного деяния относятся: а) прекращение противоправного деяния; б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства; и в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием. (Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. ).
Юридические последствия международно-противоправного деяния не влияют на сохраняющуюся обязанность выполнения нарушенного обязательства. Даже в том случае, если нарушившая обязательство сторона выполнит свои обязанности по прекращению противоправного поведения и по предоставлению возмещения, она продолжает быть связанной нарушенным ею обязательством.
Таким образом, после совершения международно-противоправного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потерпевшего субъекта— вторичные права (право требовать возмещения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юридическими последствиями совершения этого деяния.
2.
Что же касается видов и форм ответственности, то данные понятия можно определить следующим образом:
- вид ответственности — это понятие, определяющее общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер,
- а форма ответственности — это способ осуществления ответственности в пределах определенного вида.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности – материальная и политическая (нематериальная).
Материальная ответственность — это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба.
Политическая ответственность — это ответственность, которая не связана с нанесением материального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло материального ущерба.