Между тем КМП ООН (далее - КМП) при разработке темы об ответствен­ности как государств, так и международных организаций чет­ко разграничила эти понятия.

Дискреционный и, возможно, произвольный характер вы­бора, сделанного этим органом, усугубляется, таким образом, тем фактом, что отсутствие мотивировки исключает немедлен­ную или последующую проверку законности сделанного им выбора .

В этой связи актуальна проблема оп­ределения категории универсальных обязательств erga omnes и координации действий государств, реализующих ответствен­ность на многосторонней основе.

Универсальные правоотношения ответственности возника­ют прежде всего вследствие совершения наиболее опасных на­рушений международного права. Координация действий госу­дарств осуществляется путем их разграничения на категорию непосредственно и косвенно потерпевших. При этом только непосредственная жертва противоправного деяния обладает полным набором полномочий, тогда как полномочия других государств, заинтересованных в соблюдении нарушенного обя­зательства, являются производными и более узкими.

Это положение касает­ся как государств, так и международных организаций. В част­ности, по­воду полномочий Совета Безопасности ООН, играющего клю­чевую роль в обеспечении международного мира и безопаснос­ти, справедливо отмечал, что:

a) Совет действует в высшей степени дискреционно. Он не дей­
ствует обязательно и регулярно во всех ситуациях, которые,
видимо, требуют применения его компетенции. Напротив,
он действует избирательно;

b) Совет не обязан применять единый критерий в ситуациях,
которые могут показаться вполне схожими. Соответственно
преступления такого же вида и такой лее серьезности, что и
другие, могут рассматриваться иначе или не рассматривать­
ся вообще;

с) сам характер решений Совета, по-видимому, исключает ка­кую-либо обязанность с его стороны мотивировать свои ре­шения, свои действия или бездействия.

Осуществление международной ответственности не на обя­зательной основе означает, что политические мотивы, играют значительную роль в ходе восстановления нарушенного право­порядка.

Вместе с тем необходимость реагирования на совершение наиболее опасных нарушений международного права, угрожа­ющих существованию всего человечества и сохранению его важ­нейших ценностей, требует привлечения усилий всего мирово­го сообщества. В таких случаях реагирование со стороны от­дельных государств может приобретать обязательный харак­тер. В частности, ст. 41 Проекта включила требование, выра­женное также в ряде других международно-правовых актов, о сотрудничестве всех государств в случае совершения серьезных нарушений международного права с тем, чтобы положить ко­нец правомерными средствами любому серьезному нарушению, не допустить признания правомерным положение, сложившее­ся в результате серьезного нарушения и не оказывать помощи или содействия в сохранении такого положения.

 

§ 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

 

В международно-правовой литературе существуют доволь­но разноречивое понимание и применениепонятийно-категори­ального аппарата, относящегося к институту реализации меж­дународно-правовой ответственности.

В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответствен­ности», «формы» и «виды» такой ответственности.

К юридическим последствиям международно-противоправ­ного деяния относятся: а) прекращение противоправного дея­ния; б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства; и в) возмещение вреда, нанесен­ного противоправным деянием. (Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. ).

Юридические последствия международно-противоправного деяния не влияют на сохраняющуюся обязанность выполне­ния нарушенного обязательства. Даже в том случае, если на­рушившая обязательство сторона выполнит свои обязанности по прекращению противоправного поведения и по предоставле­нию возмещения, она продолжает быть связанной нарушен­ным ею обязательством.

Таким образом, после совершения международно-противо­правного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появ­ляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потер­певшего субъекта— вторичные права (право требовать возме­щения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юриди­ческими последствиями совершения этого деяния.

2.

Что же касается видов и форм ответственности, то дан­ные понятия можно определить следующим образом:

- вид от­ветственности — это понятие, определяющее общее содержа­ние последствий международного правонарушения, их юриди­ческий характер,

- а форма ответственности — это способ осу­ществления ответственности в пределах определенного вида.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности – материальная и политическая (нематери­альная).

Материальная ответственность — это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъек­ту материального ущерба.

Политическая ответственность — это ответственность, которая не связана с нанесением матери­ального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло мате­риального ущерба.