ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО

Углубленный операционный анализ

 

Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услу­гу).

Данные затраты делятся на две группы.

Это прямые постоянные затраты. Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то из­делию будут относиться амортизационные отчисления по обору­дованию, на котором именно данное изделие производится, зар­плата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п.

Косвенные постоянные затраты — это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, за­траты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным админист­ративным зданиям, расходы на научные исследования и инже­нерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разнести» по отдельным товарам. Универсальный способ — косвенные постоянные затраты на тот или иной товар относят пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.

Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение переменных затрат на данный то­вар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежу­точной маржи — результата от реализации после возмещения переменных и прямых постоянных затрат.

Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: ка­кие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассорти­мент, и какие назначать цены.

Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржей и прибылью. Же­лательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет про­межуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед опе­рированием валовой маржей: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар досто­ин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являют­ся предпочтительными.

Порог безубыточности данного то­вара — это такая выручка от реализации, которая покрывает пере­менные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежу­точная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевое значение промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).

Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, кото­рая покрывает не только переменные и прямые постоянные затра­ты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоян­ных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.

Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жиз­ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по­рога рентабельности:

В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказы­ваться.

Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовы­ми аспектами политики предприятия, а также — и, возможно, это главное — учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упад­ка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар стано­вится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только про­межуточная маржа становится отрицательной.