Формы физической подготовки военнослужащих

Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих

Содержание и структура физической подготовки в Вооруженных Силах

Под системой физической подготовки войск принято считать упорядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих концептуальные основы, процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом

Система физической подготовки в вооруженных силах

Основыные понятия и определения

Капитал- ресурсы,созданные людьмидля производства товаров и услуг или влодженный в производство работающий источник дохода в виде средств производства. ( Основной капитал и оборотный капитал)

Деньги – особый вид универсального товара, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров, выполняют функции средства обмена, платежей, измерения стоимости, накопления богатства.

Эмитент – любой орган или организация ( государственный банк, финансово-кредитное учреждение, предприятие, компания) выпускающие в обращение деньги и ценные бумаги ( акции, облигации), производящие эмиссию.

Резидент/нерезидент – юридическое или физическое лицо , постоянно зарегистрированное или проживающее в данной стране.

Лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.

Форфейтинг- (фр.- целиком, общей суммой) форма кредитования экспортеров путем выкупа банком у экспортера денежного обязательства импортера оплатить купленный им товар и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. За это банк взимает проценты у клиента.

Факторинг- ( агент, посредник) вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам ( клиентам) в виде приобретения у клиента права на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам , т.е. возвращает долги в размере от 70% до 90% долга, до наступления срока их оплаты должником

Опцион –( лат. Выбор, желание, усмотрение) – право выбора, получаемое за определенную плату. Соглашение, предоствляющее одной из сторон, заключающих биржевую сделку купли-продажи например ценных бумаг по заранее установленным объемам и по твердой цене в течение того или иного срока.

Деривативы– второстепенные инструменты финансового рынка, договор ( опцион, фьючерс) , основанный на курсах валют, ценных бумаг, товаров, позволяет владельцу зафиксировать благоприятную с его точки зрения, цену на покупку ( продажу)

 

Физическая подготовка — это целенаправленный управляемый процесс физического совершенствования военнослужащих, осуществляемый с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности.

Становление и развитие системы физической подготовки армии и военно-морских сил тесно связано с прогрессивными изменениями в характере ведения боя, технической оснащенности вооруженных сил, штатно-организационной структуре и способах комплектования воинских частей и подразделений, уровне физической подготовленности и здоровья призывного контингента, а также в практике боевой подготовки и внедрении результатов научных исследований.

Система физической подготовки разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми боевой деятельностью к физическому состоянию личного состава, и включает в себя три подсистемы:

• концептуальные основы;

• процесс физического совершенствования военнослужащих;

• управление процессом физического совершенствования военнослужащих.

Данная схема присуща любым системам физической подготовки, независимо от их принадлежности к тем или иным эпохам и типам армий (рис. 6.1).

Концептуальные основы системы физической подготовки войск — это субъективное отражение требований современного боя к физическому состоянию личного состава, а также реальных возможностей и путей обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Они слагаются из целей, задач и принципов физической подготовки.

Цель— это общая направленность физической подготовки, ее специфическое предназначение как составной части системы боевого совершенствования войск. Без постановки точно сформулированной и конкретной цели высокая эффективность функционирования любой педагогической системы невозможна.

Научно обоснованная цель физической подготовки должна:

соответствовать общей направленности воинского обучения и воспитания всистеме боевой подготовки войск;

учитывать специфические особенности физической подготовки как относительно самостоятельной части системы боевого совершенствования войск;

предусматривать наличие объективных условий для успешного ее достиженияна практике;

комплексно отражать как общие, так и специфические требования к физическому состоянию военнослужащих различных родов войск (военно-морских сил) ивойск специального назначения;

четко дифференцировать специфические функции физической подготовки;

учитывать основные закономерности формирования и поддержания на требуемом уровне физической готовности военнослужащих

Сопоставление достигнутых результатов с целью дает возможность оценить реальную эффективность той или иной системы физической подготовки войск, обеспечить необходимую обратную связь.

Задачифизической подготовки раскрывают и конкретизируют ее цель. При этом каждая задача заключает в себе соответствующую часть целевой установки. При формулировании задач учитываются специфические функции физической подготовки, конкретные требования к физическому состоянию военнослужащих тех или иных воинских специальностей и другие условия. Особое значение имеет реальность практического достижения поставленных задач.

Рационально организованная физическая подготовка наряду с формированием соответствующих показателей физической готовности военнослужащих может вполне успешно способствовать решению многих других задач боевого совершенствования личного состава армии и военно-морских сил.

Принципы— это теоретико-практические положения, имеющие особую важность. Отражая те или иные закономерности всестороннего совершенствования человека, они служат главными ориентирами на пути к достижению цели и решению поставленных задач. Физическая подготовка войск, как и любой другой целенаправленный и управляемый педагогический процесс, также должна организовываться и осуществляться на основе определенных научно обоснованных и четко сформулированных принципов.

На физическую подготовку личного состава армии и военно-морских сил, являющуюся педагогической отраслью военно-профессиональной деятельности, распространяют свое влияние принципы, присущие системам более высокого порядка. Так, в ходе физической подготовки военнослужащих реализуются принципы общей системы обучения, развития и воспитания населения, воинского обучения и воспитания, государственной системы физического воспитания и спортивной тренировки, управления различными социальными явлениями.

Вместе с тем физическая подготовка военнослужащих — важное звено государственной системы физического воспитания, а также составная часть системы боевого совершенствования войск. Она имеет свои специфические закономерности и обладает целым рядом особых свойств.

Поэтому для физической подготовки войск сформулированы свои специфические принципы — наиболее общие руководящие положения, вытекающие из закономерностей процесса формирования и поддержания физической готовности личного состава к боевой деятельности, управления данным процессом и обеспечивающие при их практической реализации существенное повышение эффективности системы физической подготовки.

Специфичекие принципы физической подготовки военнослужащих:

прикладность;

комплексность;

систематичность;

оптимальность;

конкретность

 

В состав этих наиболее общих принципов физической подготовки входят многие частные принципы обучения, воспитания, развития и сплочения военнослужащих, а также руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки личного состава.

Для реализации цели, задач и принципов физической подготовки подбираются соответствующие средства и способы. Поэтому цель, задачи и принципы, конкретизируя направленность процесса физического совершенствования военнослужащих и управления ими и являясь своего рода методологическими установками, выступают в качестве системонаполняющего фактора системы физической подготовки войск, т.е. именно они придают ей качественную определенность, наполняют ее конкретным содержанием.

Рассмотрим теперь процесс физического совершенствования военнослужащих. Деятельность военнослужащих, направленная на физическое совершенствование, будучи одной из подсистем физической подготовки войск, структурно состоит из таких компонентов, как средства, методы и формы.

Средства в широком смысле слова — это все то, что используется человеком для достижения соответствующей цели, решения тех или иных задач. Средства могут быть природные, технические, словесные, двигательные и т.д. По мнению ученых, в качестве средств, т.е. того, что необходимо для реализации цели, выступают не только самые различные предметы и силы природы, бесчисленное множество предметов, созданных человеком, но и физические, а также духовные силы самого человека.

Специфичность средств физического совершенствования военнослужащих заключается в том, что их воздействие направлено не на какой-либо предмет, а непосредственно на самого человека, на улучшение его физического состояния.

Основными средствами физического совершенствования военнослужащих традиционно считаются физические упражнения, природные закаливающие и гигиенические факторы.

К средствам физического совершенствования личного состава армии и военно-морских сил при определенных условиях относятся и элементы военно-профессионального труда - военно-профессиональные приемы и действия, используемые для улучшения физического состояния военнослужащих, решения других задач их обучения и воспитания

Методы— это способы применения различных средств физического совершенствования военнослужащих, конкретные пути достижения соответствующей цели или решения поставленных задач. Характерные особенности тех или иных методов обусловливаются, главным образом, спецификой соответствующих средств, используемых для обучения, развития, воспитания и сплочения военнослужащих. Выделяются методы развития физических качеств, формирования двигательных навыков, воспитания психологических качеств и т.д. Совокупность методов, а также различных методологических приемов, используемых во взаимосвязи, составляет соответствующую методику.

Формы физического совершенствования военнослужащих — это специфические, временные и организационные рамки использования средств и методов физической подготовки, определенные способы существования и фиксирования ее содержания.

К основным формам физической подготовки относятся:

учебные занятия;

утренняя физическая зарядка;

спортивно-массовая работа;

тренировка в процессе учебно-боевой деятельности;

самостоятельная подготовка

Все они имеют специфическую направленность, содержание, методику, особенности организации, обеспечения и проведения. В практике физической подготовки войск все эти формы физического совершенствования военнослужащих используются в тесной взаимосвязи. В определенном смысле формы физического совершенствования личного состава выступают и в виде составных частей физической подготовки войск.

При рассмотрении с функциональных позиций процесса физического совершенствования военнослужащих можно вычленить такие относительно самостоятельные стороны, как обучение, развитие, воспитание и сплочение личного состава.

Обучениеформирование прикладных навыков, приобретение теоретических знаний и организационно-методических умений.

Развитие— совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.

Воспитание ~ формирование убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, потребности в систематическом выполнении физических упражнений, а также совершенствовании различных социально-психологических качеств.

Сплочениеповышение уровня взаимосвязи личности и коллектива, взаимосвязей и согласованности действий военных подразделений, формирование навыков слаженности коллективных действий военнослужащих.

На практике все это осуществляется в тесном единстве. В ходе обучения, развития, воспитания и сплочения военнослужащих наряду с общими средствами их физического совершенствования могут использоваться различные частные средства и методы.

Управление процессом физического совершенствования военнослужащих представляет собой подсистему физической подготовки, обеспечивающую ее оптимальное функционирование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к физическому состоянию личного состава. По своей сути управление — это совокупность специфических воздействий на процесс физического совершенствования военнослужащих с целью приведения его в требуемое состояние.

Управление — непременный атрибут любой человеческой деятельности, в том числе и физической подготовки войск. Даже если военнослужащий самостоятельно выполняет физические упражнения, то и в таком случае налицо определенное управление его действиями, приобретающее форму самоуправления. Еще в большей мере это относится к воинским коллективам. Управление осуществляется путем воздействия как на физическую подготовку в целом, так и на ее различные стороны, составные части и по своей структуре представляет собой совокупность средств, методов и форм.

Основное средство управления — информация, доводимая до личного состава по техническим, документальным, устным и другим каналам.

В числе основных методов управления выделяются командные, экономические и социально-психологические.

Формами управления физической подготовкой можно считать линейную, функциональную и линейно-функциональную (смешанную).

В качестве относительно самостоятельных сторон управления процессом физического совершенствования военнослужащих (отраслей управленческой деятельности) выделяются: руководство, организация, обеспечение, проведение

Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по физической подготовке.

Организация включает планирование, подготовку руководителей, контроль и учет физической подготовки.

Обеспечение состоит из материального, финансового, медицинского, методического и агитационно-пропагандистского обеспечения физической подготовки.

Проведение заключается в непосредственном практическом осуществлении различных мероприятий по физической подготовке.

Необходимо обратить внимание на сложность строения и своеобразную иерархичность всех этих составляющих управленческой деятельности. Например, руководство физическим совершенствованием военнослужащих также нуждается в соответствующем планировании, подготовке руководителей, контроле, учете, обеспечении, проведении. Деятельность по планированию физической подготовки сама требует своего планирования, контроля, учета, обеспечения и т. д. Поэтому наряду с применением выражения «управление процессом физического совершенствования военнослужащих» вполне допустимо и оправдано использование (особенно применительно к уровню воинской части и выше) такого словосочетания, как «управление физической подготовкой».

Сложность понимания системы физической подготовки заключается и в том, что она одновременно является подсистемой системы более крупной, например системы боевой подготовки военнослужащих, так как физическая подготовка — это один из основных предметов боевой подготовки, системы боевого совершенствования войск, системы физического воспитания всех слоев населения страны.

Все изложенное выше дает возможность конкретизировать представление о сущности и структуре системы физической подготовки войск и позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность цели, задач и принципов, а также средств, методов и форм, составляющих процесс физического совершенствования военнослужащих, и управление этим процессом.

Научно обоснованные и точно сформулированные цель и задачи придают системе физической подготовки конкретную направленность, обеспечивают правильный подбор средств и методов физического совершенствования военнослужащих.

Цель и задачи действующей системы физической подготовки армии и военно-морских сил сформулированы на основе всестороннего анализа объективных специфических и неспецифических требований учебно-боевой и боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих.

Цель физической подготовки военнослужащих— обеспечить физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности, к овладению оружием и боевой техникой и эффективному их использованию, к перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений в экстремальных ситуациях, а также способствовать решению задач обучения и воспитания.

В данной формулировке органически соединены специфические и неспецифические функции физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск.

Обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельности - Iосновная цель физической подготовкиI

Ради этого она существует как один из основных предметов боевой подготовки, как относительно самостоятельная составная часть боевого совершенствования войск.

Цель физической подготовки достигается путем решения общих и специальных задач. Общие задачи физической подготовки вытекают из ее объективных функций и преимущественно отражают общие требования учебно-боевой и боевой деятельности к физическому состоянию всех категорий военнослужащих. Они относятся ко всему личному составу армии и военно-морских сил. Специальные задачи сформулированы с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности личного состава различных видов вооруженных сил, родов войск, военно-морских сил и специальных войск.

 

Все общие задачи физической подготовки, в зависимости от степени их значимости можно разделить на три группы.

1. Задачи, направленные на обеспечение должного уровня развития элементов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности, т.е. физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности.

2. Задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствующих умений, позволяющих усилить их активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования.

3. Задачи, отражающие роль физической подготовки в повышении уровня развития других составляющих боевой готовности военнослужащих, ее содействие достижению всех необходимых качественных параметров боеспособности личного состава армии и военно-морских сил.

Общие задачи физической подготовки военнослужащих

Развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Овладение навыками передвижения по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодоления препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания.

Улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности

Специальные задачи физической подготовки — это отражение специфических требований к физическому состоянию военнослужащих, а также наиболее важных особенностей их военно-профессиональной деятельности. Эти требования обусловлены тем, что учебно-боевая и боевая деятельности военнослужащих различных видов Вооруженных Сил Украины (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Силы Противовоздушной обороны, Военно-Морские Силы), а также родов войск (механизированных, танковых, артиллерийских, ракетных, зенитных, аэромобильных, разведывательных и т. д.) по большинству параметров значительно отличаются друг от друга.

Определение специальных задач физической подготовки базируется на выявлении тех показателей физического состояния, которые в наибольшей степени необходимы личному составу того или иного рода войск для проявления и сохранения высокого уровня военно-профессиональной работоспособности в условиях, максимально приближенных к боевым

Сухопутные войска Вооруженных Сил.Специальными задачами физической подготовки являются:

• для личного состава механизированных частей и подразделений, частей и подразделений радиационной, химической и бактериологической защиты и курсантов военно-учебных заведений, готовящих офицеров для этих частей и подразделений: преимущественное развитие общей выносливости для инженерно-технического состава авиационных частей, частей обеспечения, курсантов военно-учебных заведений (учебных частей), готовящих офицеров (младших специалистов) для этих частей: преимущественное развитие ловкости, силы, силовой и скоростной выносливости.

Силы Противовоздушной Обороны.Специальная задача физической подготовки личного состава Сил Противовоздушной Обороны Украины — преимущественное развитие общей, скоростной выносливости и быстроты.

Физическая подготовка должна способствовать поддержанию высокой работоспособности личного состава при несении боевого дежурства в условиях ограниченной двигательной активности и действий других неблагоприятных факторов.

Военно-Морские Силы.Специальными задачами физической подготовки являются:

• для личного состава надводных кораблей, подводных лодок и курсантов военно-учебных заведений, готовящих офицеров для них: преимущественное развитие ловкости; развитие и совершенствование навыков действий на корабле и его устройствах, совершенствование устойчивости к кислородному голоданию;

• для личного состава морской пехоты: преимущественное развитие общей выносливости и способности к совершению длительных марш-бросков по пересеченной местности; развитие и совершенствование навыков преодоления препятствий и военно-прикладного плавания; формирование готовности к рукопашной схватке с противником; воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических и психических нагрузок;

• для личного состава береговых частей: преимущественное развитие силы, силовой выносливости и ловкости.

Для занятий и выполнения нормативов по физической подготовке военнослужащие, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, в соответствии с их возрастом распределяются на группы:

первая — до 30 лет;

вторая - от 30 до 35 лет;

третья — от 35 до 40 лет;

четвертая — от 40 до 45 лет;

пятая — от 45 до 50 лет;

шестая — от 50 и старше

Физическая подготовка личного состава Вооруженных Сил Украины организуется и проводится в следующих формах:

учебные занятия по физической подготовке;

утренняя физическая зарядка;

физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности;

спортивно-массовая работа;

самостоятельная подготовка

 

Учебные занятия по физической подготовке.Учебные занятия по физической подготовке занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Официально это выражается в признании за физической подготовкой статуса одного из основных предметов боевой подготовки войск.

Учебные занятия по физической подготовке направлены на развитие и постоянное совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков, улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности

Особенности учебных занятий:

1. Приоритетность в решении задач физического совершенствования военнослужащих. Учебные занятия по физической подготовке располагают наибольшими возможностями по воздействию на личный состав. Им присущи практически все функции, которыми обладает физическая подготовка в целом как составная часть системы боевого совершенствования войск.

2. Обязательность учебных занятий для всех категорий военнослужащих. Все военнослужащие независимо от возраста, пола, служебного положения, звания и состояния здоровья привлекаются к регулярным занятиям по физической подготовке. Они проводятся:

• для солдат, матросов, сержантов и старшин, военных частей и подразделений специального назначения, разведывательных, учебных частей и подразделений — 4 ч в неделю в учебное время, остальные — 3 ч в неделю;

• для курсантов (слушателей) военно-учебных заведений — 4 ч в неделю в сетке расписания занятий, в том числе 2 ч до обеда и 2 ч после обедав светлое время суток;

• для офицеров — 4 ч в неделю в служебное время.

3. Регламентирование продолжительности и времени проведения учебных занятий.

Проводятся в часы, предусмотренные распорядком дня, расписанием занятий и другими документами, разрабатываемыми в воинской части и подразделениях. Продолжительность учебных занятий в воинских частях 50 или 100 мин, в военно-учебных заведениях — 45 или 90 мин.

4. Определение содержания учебных занятий специальными программами.

Перечень разделов (тем), их содержание, объем учебного времени, рациональная последовательность проведения занятий, организационно-методические указания по обучению военнослужащих определяются специальными программами боевой (физической) подготовки для подразделений различных родов войск (военно-морских сил) и специальных войск, физической подготовки офицеров и военнослужаших-женщин. В них предусматривается решение как общих, так и специальных задач физической подготовки. Программы разрабатываются на основе "Наставления по физической подготовке" и утверждаются соответствующими начальниками.

5. Прохождение на учебных занятиях всех этапов обучения физическим упражнениям.

На учебных занятиях в более полном виде отражаются все этапы процесса обучения: ознакомление, разучивание, совершенствование. Это обеспечивает эффективное овладение новыми физическими упражнениями, формирование прочных военно-прикладных двигательных навыков, привитие необходимых теоретических знаний и организаторско-методических умений, развитие физических и специальных качеств

Учебные занятия по физической подготовке подразделяются на теоретические и практические.

Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, на повышение их сознательности, целеустремленности и активности в решении задач физической подготовки. Они проводятся в виде лекций и семинаров.

Лекции дают систематизированные научные сведения по теоретическим основам физической подготовки войск, концентрируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах процесса физического совершенствования личного состава и управления данным процессом.

Семинары углубляют и закрепляют знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Практические занятия — основной вид учебных занятий по физической подготовке. Они должны иметь учебно-тренировочную и методическую направленность, соответственно делятся на учебно-тренировочные и методические.

Учебно-тренировочные занятия могут быть предметными и комплексными. Предметные учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастике, преодолению препятствий, рукопашному бою, ускоренному передвижению и легкой атлетике, лыжной подготовке, военно-прикладному плаванию, спортивным и подвижным играм.

Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение обшей и специальной физической подготовленности военнослужащих. В их содержание включаются упражнения из нескольких разделов физической подготовки.

Методические занятия по физической подготовке подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.

Учебно-методические занятия проводятся с курсантами учебных частей, готовящих командиров отделений, и обеспечивают формирование у них умений, которые необходимы для качественной организации и проведения физической подготовки личного состава.

Инструкторско-методические занятия проводятся в целях повышения знаний, совершенствования умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по физической подготовке личного состава. В ходе инструкторско-методических занятий уточняются задачи и содержание предстоящего этапа физического совершенствования личного состава, проверяются знания требований нормативных документов, а также уровень практической подготовленности инструктируемых лиц, проводится разбор организации и методики проведения отдельных частей занятия и методики обучения упражнениям, приемам и действиям, осуществляется демонстрация наиболее сложных моментов организации и проведения физической подготовки с последующей практикой командиров подразделений и разбором их действий, дается оценка теоретической, практической и методической подготовленности командиров подразделений к проведению предстоящих занятий.

Показные занятия проводятся в целях показа образцовой организации и методики проведения занятий, выработки у командиров подразделений и других должностных лиц единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки.

Таким образом, учебные занятия, благодаря рассмотренным особенностям, многообразию видов, разнохарактерности их направленности, богатству содержания, вносят решающий вклад в обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельности и поэтому по праву считаются основной формой физического совершенствования личного состава армии и военно-морских сил.

Утренняя физическая зарядка.Утренняя физическая зарядка проводится в целях систематической физической тренировки военнослужащих. Она направлена на быстрое приведение организма после сна в активное состояние, повышение разносторонней физической подготовленности, воспитание привычки к ежедневному выполнению физических упражнений, укреплению здоровья и закаливанию организма.

Утренняя физическая зарядка — обязательный элемент распорядка дня. Проводится она через 10 мин после подъема военнослужащих (продолжительность от 30 до 50 мин) и включает в себя подготовительную, основную и заключительную часть.

Утренняя физическая зарядка проводится в виде комплексной тренировки с использованием ранее изученных физических упражнений. Варианты физической зарядки разрабатываются специалистом физической подготовки и спорта и утверждаются командиром воинской части (начальником высшего военного учебного заведения).

Чередование вариантов физической зарядки осуществляется с учетом общих и специальных задач физической подготовки, учебно-материальной базы и особенностей боевой подготовки военнослужащих. ЧСС при проведении физической зарядки не должна превышать 160 уд-мин"1. С целью закаливания и предупреждения переохлаждения военнослужащих в зависимости от температуры воздуха и силы ветра назначается форма одежды для проведения утренней физической зарядки.

Спортивно-массовая работа.Спортивно-массовая работа направлена на повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства военнослужащих, организацию содержательного досуга личного состава. Это эффективное средство воспитания у военнослужащих воли к победе и стойкости в действиях при максимальных физических нагрузках и психических напряжениях.

Как форма физического совершенствования личного состава армии и военно-морских сил спортивно-массовая работа характеризуется следующими особенностями:

• сочетанием обязательности занятий спортом с добровольностью в выборе видов спорта для спортивного совершенствования;

• перенесением воинами в процессе занятий спортом максимальных физических нагрузок и психических напряжений;

• предоставлением возможности общественному спортивному активу организовать и провести спортивно-массовую работу.

Спортивно-массовая работа проводится в следующих формах:

учебно-тренировочные занятия по спорту;

спортивные и военно-спортивные соревнования;

смотры спортивно-массовой работы;

спортивные праздники, вечера и другие мероприятия

Учебно-тренировочные занятия проводятся:

• в сборных командах воинских частей, военно-учебных заведений и подразделений — 3—4 раза в неделю продолжительностью до 2 ч;

• в составе подразделений по упражнениям программы физической подготовки, Военно-спортивного комплекса и Военно-спортивной классификации — в часы спортивно-массовой роботы;

• в виде учебно-тренировочных сборов для подготовки сборных команд воинских частей — на протяжении двух недель.

Спортивные и военно-спортивные соревнования в воинских частях проводятся согласно действующим правилам. Спортивные соревнования по своему содержанию в большинстве случаев решают не только общие, но и специальные задачи физической подготовки. Поэтому наибольшее распространение в армии и военно-морских силах получили военно-спортивные соревнования с использованием наиболее прикладных для военнослужащих соответствующего рода войск физических упражнений из программ физической подготовки, видов спорта, входящих в Военно-спортивную классификацию, а также военно-профессиональных приемов и действий.

Смотры спортивно-массовой работы проводятся ежегодно по упражнениям военно-спортивного комплекса, военно-прикладным видам спорта. По результатам смотра определяется место каждому подразделению и воинской части.

Спортивные праздники и вечера получили широкое распространение в армии и на флоте. Они обычно приурочиваются к официально установленным праздникам, годовщине части и другим знаменательным для военнослужащих датам. Спортивные праздники и вечера содействуют пропаганде физической культуры и спорта, организации культурного досуга военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих, снятию психического утомления, вызванного напряженной боевой службой, укреплению дружественных связей с гражданским населением.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, органично вписываясь в систему военно-профессиональной деятельности войск, позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными задачами боевой учебы военнослужащих. Систематическое ее проведение оказывает существенное влияние на усиление военно-профессиональной подготовленности солдат, сержантов и офицеров.

Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают следующие особенности:

• использование времени, отводимого на различные предметы боевой подготовки и другие виды военно-профессиональной деятельности;

• тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности;

• отсутствие жесткой организационной и методической регламентации.

Основные виды физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности — физические упражнения в условиях дежурства, попутная физическая тренировка, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.

Физические упражнения в условиях дежурства.Физические упражнения выполняются в целях:

• сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности, умственной и физической работоспособности;

• восполнения дефицита двигательной активности;

• поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экстремальным действиям.

Применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих в себя упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предупреждения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной работы, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых факторов внешней среды.

Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соответствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего режима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомляемости личного состава.

В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возможность выполнять комплекс физических упражнений до, во время и после дежурства. В каждом из этих случаев комплексы упражнений должны несколько различаться по направленности, содержанию, времени выполнения и продолжительности.

1. Перед заступлением на дежурство физические упражнения выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 мин в составе расчета, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10—15 мин до заступления на дежурство.

2. В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены)через каждые 2 ч продолжительностью 5—8 мин. При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлечения к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию.

3. После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8—10 мин. В содержание комплекса могут включаться: упражнения в потягивании в поясничной части в сочетании с глубоким дыханием, бег на месте с поворотами, наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, приседания, подскоки на месте с различными движениями рук и ног, в заключение — бег и ходьба на месте.

Попутная физическая тренировка.Этот вид упражнений направлен на повышение физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих и обеспечивает: совершенствование способностей военнослужащих к быстрому и эффективному передвижению на разнообразной местности в пешем строю или на лыжах в сочетании с преодолением препятствий; развитие общей выносливости и других физических качеств; повышение военно-специальной подготовленности; совершенствование навыков использования техники и оружия в условиях значительных физических нагрузок; подготовку военнослужащих к действиям в защитной одежде и в условиях ограниченной видимости; формирование навыков коллективных действий; воспитание военнослужащих в духе коллективизма и взаимной помощи.

Рассмотрим возможные случаи проведения попутной физической тренировки:

1. При передвижении подразделений к местам занятий по боевой подготовке (тактические поля, полигоны, стрельбища и т. д.). Средствами физической тренировки личного состава могут быть: ходьба, ускоренное передвижение на местности с оружием и снаряжением, преодоление естественных препятствий, преодоление водных преград вброд и с помощью подручных средств, приемы рукопашного боя и т. д.

2. В ходе практических занятий по различным предметам боевой подготовки физическая тренировка осуществляется в следующих целях:

• для закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профессиональных приемов и действий в сложных условиях, например в сочетании с передвижением на местности, преодолением препятствий, перенесением груза и т. д.;

• для повышения общей физической нагрузки на занятиях, когда необходимо научить личный состав выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого физического напряжения;

• для повышения плотности занятия, когда без ущерба для решения основных задач боевой подготовки на отдельных учебных местах организуется тренировка в выполнении физических упражнений, приемов и действий, логически связанных с характером учебных задач, решаемых в данном занятии.

Физические упражнения во время возвращения подразделений с занятий по боевой подготовке. Вкачестве основного средства физической тренировки личного состава чаще всего используется ускоренное передвижение в пешем порядке или на лыжах.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности личного состава к действиям с максимальным напряжением.

Содержание комплексов физических упражнений обусловливается задачами предстоящей деятельности войск, специфическими особенностями транспортных средств, временем передвижения, местом выполнения задачи и другими условиями.

Воинские части и подразделения, как правило, передвигаются транспортом: железнодорожным, водным, автомобильным (на боевых машинах, бронетранспортерах и др.).

Самостоятельная подготовка — одна из форм физической подготовки, которая проводится в удобное время и по решению занимающегося. Особенность самостоятельной подготовки состоит в том, что она не регламентирована по времени, цель и задачи ставятся и выполняются непосредственно занимающимся.

 

Литература:

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

2. Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник / Под ред. Т.Ю.Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. - 424с.