Личность как социальная система. Структура личности Типы личности

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности.

Личность как социальная система. Структура личности. Типы личности.

Вопросы

 

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления.

 

 

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. Пока следует констатировать, что наука крайне мало знает о таком социальном феномене, как личность.

Повышенное внимание к изучению личности диктуется требованиями жизни.

Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. В-четвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности.

Одним из первых к пониманию новой роли личности как фактора исторического развития пришел А.Печчеи - руководитель Римского клуба.

По его мнению, перспективы исторического развития можно и нужно искать не вне, а внутри человека - во всей полноте его личности, развертывающей свои потребности и стремления. “Тайна личности, - писал Н.А. Бердяев не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все” (Самосознание. М., 1990. С 11).

Исходным при определении социальной роли личности в общественном процессе является фундаментальное положение К.Маркса: «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С3.).

Каковы личности, составляющие общество, таково и само общество. Но не менее верно и то, что каково общество, в котором живут личности, таковы и его личности. Вместе с тем следует отметить, что данное положение отнюдь не претендует на истину в последней инстанции. Так, академик РАН Н.Н. Моисеев считает, что наш общий предок - кроманьонец уже 30-40 тысяч лет тому назад не только физиологически был таким же, как современный человек, но и возможности его мозга были вполне сравнимы с нашими возможностями.

Таким образом, можно думать, что начиная уже с предледниковой эпохи интеллектуальные потенции индивида практически неизменны. В то же время коллективный интеллект не только продолжает развиваться, но это развитие происходит все возрастающими темпами (см.: Свободная мысль. 1996. № 1. С. 76-77).

Личность как социальная система. В общественных науках, в том числе социологии, понятие личности трактуется по-разному. Первоначально слово личность означало маску, которую надевал актер, затем самого актера и его роль.

Постепенно понятие «личность» наполнялось все большим многообразием смысловых значений. Свой отпечаток на такое положение накладывают новые экспериментальные данные смежных дисциплин - психологии и социобиологии. Эти науки пытаются объяснить сущность личности под углом зрения биологических и психологических факторов. Новые эмпирические данные о личности из области психологии, биологии и других наук обогащают и стимулируют социологию в изучении проблем личности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Выделим семь основных подходов: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход. К концу 20-х гг. практически сформировалась диалектико-материалистическая концепция личности. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Дилемма биологического и социального однозначно решается в пользу последнего: то, что дано природой, не является фатальной детерминантой, но может быть трансформировано социальной средой. Биологически данное - это всего лишь потенциальная возможность, которая реализуется в способностях только при содействии трех остальных факторов. Таким образом, личность рассматривается как крайне податливое образование, способное к гибким изменениям под воздействием социальных требований. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии. Акцент на социальном и пренебрежение биологическим привело к гонениям на педологию, объявленную в 30-е гг. лженаукой.

Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.

В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха. Он рассматривал человека как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности.

В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. На позициях абстрактного антропологизма стоит по существу весь классический бихевиоризм. Он рассматривает человека как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека.

Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, социальная активность и т.п.

Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских социологов Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.

Окружающая человека среда - природа и социальные отношения мешают уйти в свой неповторимый внутренний мир, мир «Я».

В современном индустриальном мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе, в толпе.

Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Хайдеггер, Сартр, Ясперс и другие. Экзистенциалисты отождествляют личность с индивидуальностью.

Теория «зеркального Я». Ее автором является американский социолог, один из основоположников теории малых групп Ч.Х.Кули (1864-1929).

Данная теория исходит не из внутренней характеристики человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов.

Кули считал признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соответствующего ему чувства «Мы», «Он» или «Они».

Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди - это зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» - воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

«Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»).

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Дж.Мид ввел понятие «стадии» формирования «Я» - стадий принятия роли другого. В качестве этапов превращения индивида в рефлексирующее социальное «Я», выработки навыков отношения к самому себе как к социальному объекту (см.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С.104).

Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы (склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, альтруизм, агрессивность, лидерство и т.д.), которые ранее были уникальным достоянием человеческого существа.

Учет биологических, генетических качеств не означает отрицания важной роли социальной среды, культуры в развитии личности. За последнее время ряд исследователей в изучении личности делают попытки совместить несколько подходов. Чтобы избежать односторонности при определении личности, необходимо учесть несколько обстоятельств.

Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида.

Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения.

Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений.

В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей.

В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

В целом можно дать следующее определение: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Каково соотношение социального и индивидуального в человеке?

Чтобы ответить на этот вопрос, дадим определение понятий «индивид» и «индивидуальность».

«Индивид» - это единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы).

«Индивидуальность» - это понятие охватывает те специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

Являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными? На этот счет существуют разные точки зрения.

Выделим две основные. Первая трактует: каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные люди, обладающие особыми качествами и способностями, являются личностями.

Такое утверждение является теоретически ошибочным. Во-первых, нет четких критериев определения особых качеств и способностей. Кто их может определить? Во-вторых, это утверждение практически вредно, так как приводит неизбежно к жесткому делению людей на «элиту» и безликую массу.

Совершенно прав А.С.Макаренко, который писал, что «…проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности» (Макаренко А.С. Соч. Т.7. С. 13).

Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности.

Личность является субъектом общественных отношений. Она - своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность - суммарное выражение социальных качеств индивида.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры.

Таким образом можно познать взаимодействие личности с обществом.

В структуру личности исследователи относят разные элементы. По этому вопросу нет единства. Но чаще среди них называются такие, как индивидуальное сознание, ценностные ориентации, социальная деятельность, культура, определенная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки и другие.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием.

По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал.

Для индивида общественное сознание представляется в виде суммы знаний и опыта, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации.

Это обусловлено своеобразием внутреннего мира человека.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты. Понятие социальные ценности было введено в социологию М.Вебером. В дальнейшем Т.Парсонс и другие структурные функционалисты рассматривали общность социальных ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. (Эти категории рассмотрим во 2-м вопросе данной лекции.)

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, а стало быть, и систему типов личностей.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Но типические особенности зависят не только от объективной предопределенности положения личности, но и от отношения личности к своему положению.

Люди, принадлежащие к одному социальному типу, могут быть добрыми и злыми, веселыми и угрюмыми. Но решающие поступки они совершают примерно одинаковые в силу своих интересов.

В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1) теоретический - стремление к познанию; 2) экономический - поиск полезности и стремление её реализовать; 3) эстетический - стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4) социальный - стремление к общению, в том числе к любви; 5) политический - воля к власти и желание подчиняться ей; 6) религиозный - поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления. Так, касаясь религиозного типа, он подчёркивает, что это «может быть человек, который не принадлежит ни к одной вере, ни каких обрядов не выполняет, а именно человек, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. И к этому типу он причисляет Спинозу и Джордано Бруно (см.: Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.,1982. С.80).

Некоторые отечественные социологи считают, что сложившаяся в 30-е гг. форма социалистической организации общественной жизни породила отвечающий командно-административной системе тип личности.

Этот тип характеризуется такими чертами, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям. В настоящее время в России идёт формирование нового типа личности.

В заключение первого вопроса лекции можно сделать вывод о том, что человек - существо не только социальное, но и биологическое.

Личность - понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни.

Личность - это пересечение индивидуального и социального. Каждый человек является личностью. Она продукт общественного развития. У личности есть и общие черты, не только индивидуальные.