D. Субкод монтажа

C. Эротический субкод

B. Эстетический субкод

A. Иконологический субкод

Портретный (iconic) код

Пример кодирования. Система кодов и субкодов, встречающихся в ТВ-сообщении

 

ТВ-сообщение, коль скоро оно состоит из образов, музыки, звуков и речи, можно рассматривать как основанное на трех основных кодах, включающих в себя несколько субкодов:

1. Портретный код

A. Иконологический субкод
B. Эстетический субкод
C. Эротический субкод
D. Субкод монтажа

2. Лингвистический код

A. Специализированные жаргоны
B. Стилистические синтагмы

3. Звуковой код

A. Эмоциональные субкоды
B. Синтагмы с приобретенной стилистической ценностью
C. Синтагмы с конвенциональной ценностью

 

[Прим.перев.: Про это понятнее написано у Фиске и Хартли: "В портретном или мотивированном знаке существует естественное отношение между означаемым и означающим. Так, фотография портретна, т.к. означающее здесь репрезентирует означаемое. Точность репрезентации, т.е. степень, в которой означаемое отражено в означающем, является обратной мерой того, насколько репрезентация конвенциональна". Т.е. в случае портретного знака мне не нужно знать никаких конвенций для того, чтобы понять, что знак означает, например фотография стула означает стул. Наоборот, чтобы понять, что цепочка соединенных между собой шариков означает молекулу, я должен быть в курсе определенной традиции репрезентации.]

Некоторые образы обладают определенным смыслом в силу традиции. Улыбающийся старик и счастливый ребенок, несущийся к нему с распростертыми рукам означает дедушку. Государственный флаг обозначает страну, и в некоторых контекстах может обозначать "национальный дух". Геометрическая форма, воспроизводящая в уменьшенном масштабе античный храм, означает "гармоничную красоту, элленизм".

Определяется традициями вкуса. Определенные репрезентации являются традиционно "красивыми".

Бриджитт Бардо красива и желанна, полные женщины - нет. Оба этих утверждения основаны на конвенциях.

Рассмотренные выше субкоды предлагают парадигму образов, этот - серию синтагм. Он устанавливает для образов правила комбинации в соответствии с кинематографическими и телевизионными правилами. Человек, который не знаком с языком кино, не поймет, что два последовательных кадра - один снятый спереди, а другой со спины - обозначают одного и того же человека. С помощью субкода монтажа можно понять - при чередовании отдельных кадров - встречу ребенка и пожилого мужчины, а при помощи иконологического субкода можно понять отношения внук-дед.