Код, кодирование.

Сообщение

Прежде всего, сообщение - это знаковый объект, главный эффект которого создается за счет знаковых средств (sign vehicles), как отношений между световыми импульсами на экране. С чисто количественной точки зрения "теории информации" отношения между этими импульмами могут донести целиком всю идею сообщения . В противоположность этому, с точки зрения "теории коммуникации" сообщение есть комплекс знаковых средств, построенных на основе одного или более кодов с целью передачи определенных смыслов, и поддающихся интерпретации и интерпретируемых на основе этих же или других кодов.

Сообщение может иметь разные уровни смысла: дорожный знак, изображающий ребенка, которого держит за руку один из его родителей, означает для обычного человека "ребенка, которого ведет родитель"; но для автоводителя, который знает определенный "код", он означает "Осторожно, школьники!" Тот же самый знак, но на холсте, если его использует художник, приобретает и другие уровни смысла.

Можно раскодировать каждый уровень смысла, соотнося его с определенной референтной таблицей. Пока что мы говорили об этой таблице в терминах "кода". Теперь мы попытаемся дать определение этому понятию и проанализировать его.

Под кодом мы понимаем систему коммуникативных конвенций, парадигматически соединяющих элементы, серии знаков с сериями семантических блоков (или смыслов), и устанавливающих структуру обеих систем: каждая из них управляется правилами комбинаторики, определяющими порядок, в котором элементы (знаки и семантические блоки) синтагматически выстроены. Под кодом мы понимаем, например, вербальный язык (английский, итальянский или немецкий); визуальные системы (сигналы светофора, карточные игры) и т.д.

 

При приеме сообщения выделение какого-то одного кода и лексикона упрощается, если известен контекст коммуникации. Контекст "парламентские новости" упрощает выделение определенного лексикона, необходимого для декодирования сообщения.
Использование субкода в общем трансформирует процесс обозначения (изображения) в процесс означения (коннотации, подразумевания). Выражение "крылатый мальчик" в поэтическо-эротическом контексте относится к мифологии (мифологический субкод) и не просто обозначает (denotes) крылатого мальчика, но означает (connotes) "Эрос". Контекст без изменения формы сообщения для декодирования последнего требует использования дополнительного лексикона, который придает сообщению другой уровень смысла. Человек, не владеющий мифологическим лексиконом, или не понимающий по контексту, что он ему нужен, интерпретирует это сообщение как парадоксальное. Или он может использовать неверный субкод (например, библейский) и декодировать сообщение случайным (аберрантным) образом, решив, что речь идет о серафиме.

После того, как мы дали эти определения, попытаемся выделить серии кодов и субкодов, которые появляются в процессе создания и интерпретации телевизионного сообщения, и на которых основаны различные уровни смысла.