Вопрос 4. Порядок заключения колдоговора, соглашения.гл. 34.

Вопрос 3. Содержание колдоговора, соглашения.

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об)-ст. 360 ТК:

1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3) заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране труда и окружающей среды;

6) иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также ТК в предусмотренных им случаях.

Содержание—согласованные сторонами условия, призванные урегулировать социально-трудовые отношений в данной организации.

Условия:

1. Нормативные - отдельные нормы централизованного законодательства и локальные нормы, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации. Они принимаются по вопросам:

- которые не урегулированы законодательством;

- если законодательство допускает дальнейшую конкретизацию в условиях данного производства;

- если законодательство прямо предусматривает коллективно-договорной порядок регулирования отдельных вопросов.

2. Информационные - нормы централизованного законодательства, которые имеют не только регулирующее, но и информационное значение. Они не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства.

3. Обязательственные (облигаторные) - не носят общего характера. Это конкретные обязательства сторон с указание сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, ответственных за их выполнение.

Коллективный договор может содержать положения об (о) – ст. 364 ТК:

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.

 

Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» содержит определение коллективных переговоров – это все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и/или

b) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и/или

с) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению соглашения или коллективного договора.

При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников каждому из них предоставляется право на ведение коллективных переговоров от имени представляемых им работников. Тем не менее, как отмечалось ранее, по соглашению представительных органов соответствующего уровня (отрасли, территории, организации) единственным посредником на переговорах с нанимателем(ми) от имени всех работников, может быть профсоюз, представляющий всех работников.

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей (ст. 356 ТК РБ).

Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок. Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей.

Состав представителей, место ведения переговоров, сроки определяются по договоренности сторон. Представители сторон должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия.

Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Так, Постановление СМ РБ от 30.09.1993 № 664 (ред. от 27.12.2004) "Вопросы департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты" предусматривает ответственность нанимателя за односторонний отказ от ведения коллективных переговоров - штраф в размере от 50 до 100 базовых величин.

Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 357 ТК РБ). Ответственность за разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. 255 УК РБ, государственной тайны – ст.ст. 356, 373, 374 УК РБ.

Проекты колдоговора, соглашения обсуждаются сторонами. Порядок обсуждения определяют также сами стороны. Проекты колдоговора, соглашения могут публиковаться в печати. При возникновении разногласий в ходе переговоров составляется протокол разногласий. При невозможности достижения единого мнения по тем или иным вопросам к участию в разработке коллективного договора могут привлекаться посредники (юристы, экономисты и т.п.).

Коллективные переговоры заканчиваются составлением проекта кол. договора, который подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации. Окончательный, одобренный проект коллективного договора подписывается уполномоченными представителями сторон, причем подписывается каждая страница. Моментом окончания переговоров считается подписание коллективного договора – подписывается каждая страница. Коллективный договор, соглашение заключаются в письменной форме. В тексте не должно быть исправлений и ошибок, искажающих их смысл.

Коллективный договор, соглашение заключаются на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года.

Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное.

В случае реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если стороны не приняли иного решения. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев (ст. 367 ТК).

Подписанный в соответствии со статьей 369 настоящего Кодекса коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.

Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществляют соответственно республиканский орган государственного управления по труду и его местные органы (ст. 370).

Для регистрации коллективного договора, соглашения наниматель представляет в соответствующий орган следующие документы:

1) заявление с просьбой о регистрации;

2) коллективный договор, соглашение, каждая страница которого подписана сторонами;

3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора, соглашения.

Орган, осуществляющий регистрацию коллективного договора, соглашения, не позднее двух недель с момента подачи заявления делает соответствующую запись в специальном журнале и на первой странице представленного коллективного договора, соглашения ставит штамп о регистрации.

Один экземпляр зарегистрированного коллективного договора, соглашения остается в органе, осуществившем регистрацию.

Изменения и дополнения в коллективный договор, соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном настоящим Кодексом для их заключения.

Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующими у него коллективными договорами, соглашениями.

Как отмечает Войтик А.А., на уровне закона не закреплено, что в случае отсутствия регистрации коллективный договор признается недействительным, тем более что он вступает в силу, как правило, с момента подписания (ст. 367), а не с момента регистрации. На практике это приводит к тому, что незарегистрированный коллективный договор имеет силу и действует, даже если в нем содержатся условия, противоречащие законодательству. Таким образом, соблюдение вышеназванных принципов не обеспечивается, что влечет за собой факты нарушений прав и законных интересов работников.

Следует обратить особое внимание, что Трудовой кодекс не устанавливает ограничений на количество коллективных договоров, заключаемых в одной организации. Заключение в организации одного, двух или более коллективых договоров зависит исключительно от воли сторон коллективных трудовых отношений. Следовательно, в одной организации одновременно может быть заключен как общий (единый для всей организации) коллективный договор, так и коллективные договоры, регулирующие трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками обособленных структурных подразделений. При этом коллективный договор в обособленном структурном подразделении может быть заключен и в том случае, если в организации коллективный договор не заключался (Чичина).

В современных условиях актуальным является вопрос о сфере действия коллективного договора. Практика показывает, что нормы Трудового кодекса, регулирующие данный вопрос, понимаются и применяются субъектами социального партнерства разных уровней неоднозначно.

Ст. 365 ТК: Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен. Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме. Сфера действия соглашения определяется сторонами в пределах их полномочий.

Солонская Л.В. отмечает, что изъятая из контекста ст. 365 ее ч. 1 трактуется профсоюзами на практике следующим образом: согласно Закону "О профессиональных союзах" профсоюзы представляют и защищают интересы своих членов. В процессе заключения коллективного договора профсоюз также выступает от имени работников - членов профсоюза. А поскольку коллективный договор распространяется на работников, от имени которых он заключен, постольку он действует только в отношении работников - членов профсоюза. Таким образом, сфера действия коллективного договора значительно сужается, из нее "выпадают" работники, не являющиеся членами профсоюза. Подобные измышления становятся средством давления на работников по принципу "не вступил в профсоюз - не получишь льгот, предусмотренных коллективным договором". Это дает возможность профсоюзам пополнять свои ряды фактически методом экономического принуждения, вместо убеждения и агитации на основе реальных достижений в деле защиты прав и интересов трудящихся. Подобная практика противоречит законодательству, поскольку при заключении коллективного договора профсоюз должен представлять всех работников, а не только тех, кто является членом профсоюза (ст. 363 ТК). Кроме того, от лица работников может выступать вообще не профсоюз, а другой представительный орган (например, совет трудового коллектива). Ч. 2 ст. 365 ТК устанавливает, что действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме. Под словами "и другие", видимо, следует понимать и тех работников, которые работали у данного нанимателя во время заключения коллективного договора, но не уполномочили профсоюз представлять их интересы, или сам профсоюз не пожелал представлять интересы этих работников. На практике нередки случаи, когда прямо в тексте коллективного договора содержится указание на то, что он распространяется только на членов профсоюза, и регистрирующие органы никак на это не реагируют, хотя такая формулировка противоречит закону. Также следует подчеркнуть, что в ч. 2 ст. 365 речь идет о письменном согласии именно работника, а не сторон коллективного договора. Ст. 14 ТК запрещает дискриминацию, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от "участия или неучастия в профсоюзах".