Аргументы в защиту

Аргументы против аборта

· Основной аргумент: Зародыш является человеческим существом. А поскольку право на жизнь соста­вляет неотъемлемое право каждого человеческого существа, то зародыш также имеет такое право. Значит, аборт недопустим с моральной точки зрения, аборты следует запретить (в тех странах, где они разрешены) и ни в коем случае не разрешать (если они в данное время в данной стране запрещены).

В общей антиабортной точке зрения есть вну­тренние различия.

Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств: аборт недопустим, да­же если беременность и роды опасны для жизни матери, например, при болезни сердца, почек и т.д.; аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем неповинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятель­ствам зачатия, а, стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни.

Смягченной антиабортной позицией будем называть такую, которая в принципе считает аборт недопустимым, но в виде исключения, в тех случаях, когда возникают медицинские противопоказания, или когда речь идет об изнасиловании, признает возможность вмешательства.Сама же допустимость исключений аргументируется необходимостью учитывать интересы матери и ее желание. В первом случае - при медицинских противопоказаниях - нарушается право матери на жизнь (и здоровье). Во втором - при изнасиловании - отсутствует добровольное согласие женщины. Ведь мать тоже человек, она тоже имеет право на жизнь, здоровье, свободу.

Как мы видим, упомянутые позиции - крайняя и смягченная - достаточно сильно отличаются одна от другой. Однако обе они оста­вляют неизменным главный исходный тезис: зародыш - человеческое существо. Он имеет право на жизнь. Значит, аборт — убийство.

В основном это аргументы не об аргументах «за» аборты, а о контраргументах против абор­тов. И надо признать, что у сторонников абортов, вопреки ожиданиям, имеется в руках довольно сильное оружие.

Прежде всего, огонь критики сосредоточен на главном аргументе противников абортов, что зародыш - это человеческое существо. Точнее сказать, не на самом этом утверждении, а на понимании того, какой смысл вкладывается в понятие «человеческое существо». Сторонники аборта так же, как и их противники, согласны, что зародыш - челове­ческое существо. Но при этом они предлагают задуматься над вопросом: означает ли это, что человеческий зародыш и человек - одно и то же.

1. Даже если согласиться, что зародыш - человеческое существо, нельзя все-таки не видеть различия между зародышем и человеком. В чем состоит эта разница? Подобные различия признаются даже для растения: различие между семенем, проросшим ростком и взрослым растением. Даже в случае с растением признается, что желудь и дуб - не одно и то же. Пыльца растений развеяна по всему свету, летает в воздухе, миллионы икринок рассеяны в воде, миллионы семян падают в почву, но далеко не из каждого вырастает взрослая особь.

2. Даже сами защитники права зародыша на жизнь (противники абортов) признают, что это существо именно потому нуждается в мате­ри, что не может развиваться вне тела матери, но должно существовать внутри нее девять месяцев. Значит, до своего рождения оно еще неса­мостоятельно, и акт рождения определяет именно тот момент, когда оно становится автономным. Именно поэтому рождение в западной традиции является началом жизни человека.

Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса беременности зародыш становится чело­веческим существом, со всеми присущими человеку правами?

В момент зачатия?

В первой трети, во второй или третьей стадии беременности?

В момент рождения?

Итак. Обсудим отнюдь не медицинский, а этический вопрос –