Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Биоэтические проблемы прокреации. Моральные проблемы медицинской генетики.
Лекция 3
Основные параметры варикапа
1. Емкость варикапа Св – емкость, измеренная между выводами варикапа при заданном обратном напряжении. Для различных варикапов емкость бывает от нескольких единиц до нескольких сотен пикофарад.
2. Коэффициент перекрытия по емкости Кс – отношение емкостей варикапа при двух заданных значениях обратных напряжений. Значение этого параметра составляет обычно несколько единиц.
3. Добротность варикапа Qв − отношение реактивного сопротивления варикапа на заданной частоте переменного сигнала к сопротивлению потерь при заданном значении емкости или обратного напряжения. Добротность − это величина, обратная тангенсу угла диэлектрических потерь. Добротность варикапов измеряют обычно при тех же напряжениях смещения, что и емкость. Значение добротности – от нескольких десятков до нескольких сотен.
Прокреация (от лат. Procreacio) - рождение, произведение на свет, воспроизводство потомство.
В самом начале я хотела бы привести всего два из множества случаев, описанных в биоэтической литературе, характеризующих всю сложность и актуальность, рассматриваемой нами сегодня проблемы.
Риз О'Саливан: «жизнь по ошибке»
Кристина О'Саливан и ее партнер подали иск против больницы в пригороде Лондона, поскольку ее персонал не выполнил ей в прошлом аборт. Риз, которому ко времени подачи иска исполнилось уже три года, страдал тяжелым заболеванием - незаращением позвоночного канала. Госпожа О'Саливан утверждала, что персонал больницы мог диагностировать этот порок с помощью УЗИ на четвертом месяце беременности, когда можно было еще сделать аборт. «Он — замечательный, умный малыш, и я его нежно люблю, но он никогда не сможет вести нормальную жизнь... Я бы никогда не заставила моего партнера и саму себя пройти через все это. Я бы не выбрала Ризу такую жизнь». Заголовок статьи сразу бросался в глаза: «Мой сын должен был стать выкидышем». Это пример так называемого иска о «жизни по ошибке». Начиная с 1990г., когда в Великобритании были внесены поправки в Закон об абортах, законодательство разрешило выполнять аборты на любой стадии, вплоть до последних дней беременности, если у плода имеется серьезная патология. И хотя в настоящее время аборты зрелых плодов относительно редки, такой вид прерывания беременности приносит больше всего страданий.
Жаклин Джейллз: неудачный поздний аборт
Жаклин Джеймз, 26 лет, мать двоих детей - девяти и пяти лет. Зимой 1993г. она забеременела третьим ребенком и была отправлена на дородовый осмотр в отделение акушерства. Когда беременность достигла 26 недель (более шести месяцев), плановое ультразвуковое исследование показало, что у плода имеются тяжелые пороки развития. При повторном ультразвуковом исследовании был подтвержден изначальный диагноз. Врачи категорично утверждали, что у плода имеется тяжелая патология, и Жаклин Джеймз с партнером согласились на позднее прерывание беременности. Беременной были сделаны препараты для индукции аборта. Когда аборт был сделан, врачи столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, ребенок родился живым, вместо того чтобы умереть во время процедуры. Во-вторых, у ребенка не было ни одного признака патологии, девочка была правильного телосложения. К огромному сожалению, новорожденная пострадала от тяжелой гипоксии, вызванной препаратами для индукции аборта. Врачи не предприняли попыток реанимации девочки, которой родители дали имя Наташа, и она умерла спустя 45 минут. Главврач больницы, доктор Блант, объяснил, что из-за того, что Жаклин Джеймз поступила в отделение для проведения аборта, было принято решение не реанимировать новорожденную, несмотря на то, что ребенок родился без видимой патологии. Патологоанатом клиники после повторного запроса о причине смерти встал перед дилеммой, поскольку ни одно из стандартных определений причин, вызвавших смерть, не подходило к данной ситуации. В результате он записал в справке о смерти: «Смерть наступила в результате законного прерывания беременности».
Ирония этой ситуации заключается в том, что закон Великобритании позволяет проводить аборты при наличии у плода патологии вплоть до полного срока беременности, а современные технологии в моей области медицины, неонатологии, позволяют выходить детей, начиная с 23-24 недель гестационного возраста.
Зайдя в современную гинекологическую клинику, мы без труда найдем женщин, которые поступили на лечение бесплодия, лежащих рядом с женщинами, поступившими для аборта совершенно здорового плода. У медработников иногда складывается впечатление, что половина мира отчаянно пытается завести детей, а другая половина с таким же усердием пытается от них избавиться.
Итак, в биоэтической литературе на сегодняшний день рассматриваются две противоположных точки зрения
1. Аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это - просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если совсем коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: «Аборт — это медицинская проблема»
2. Аборт оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и притом - сложнейшая. Ведь прежде чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека. После того, как она обращается к врачу в решение данного вопроса, вовлекается третий человек, и если он делает свое дело как врач, то становится соучастником убийства. Именно убийства, потому что, в отличие от любой хирургической операции, данная имеет особую цель - уничтожить жизнь, убить человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное, невинно страдающее. Таким образом, сторонники данной позиции выступают категорически против аборта, который, по их мнению, не имеет морального оправдания.
Между двумя этими крайними точками зрения и лежит проблемное поле, на котором развертывается драматическое противостояние и столкновение различных позиций, точек зрения, подходов, оценок, воззрений. Настолько острых и драматических, что оно выплескивается на улицы, становится предметом массовых манифестаций, митингов и демонстраций. Одна из демонстраций по проблеме аборта, прошедшая, например, в столице США в 1992 году, собрала рекордное для Вашингтона число участников - свыше 250 тыс. человек. Многочисленные демонстрации «за» и «против» абортов проходят почти во всех странах Запада.
Какие аргументы приводятся в современной биоэтике для того, чтобы обосновать разрешение аборта и его допустимость с моральной точки зрения, и какие - против, во имя того, чтобы добиться запрещения абортов и доказать их моральную недопустимость?