Тема. Духовная культура личности общества

План урока: Культура. Формы и разновидности культуры. Проблемы духовного кризиса среди молодых. Культура общения, труда. Этикет

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим к себе.

Выделяют 2 основных вида культуры – материальную и духовную.

Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д.

Духовная культура включает в себя знания, верования, мораль, убеждения, духовные ценности, идеологию, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.

Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная и средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы.

Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение.

Ценности – одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости.

Культура играет большую роль в жизни общества. В связи с этим выделяется несколько функций культуры.

Регулятивная функция – культура регулирует характер поведения людей. Человек будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общении, - тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.

Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.

В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию – передачу этого опыта последующим поколениям.

Культура общества в целом – многоплановое явление, состоящее из множества его разновидностей. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.

Народная культураразвивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былина, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколение в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором.

Элитарная культурарассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита.

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа.

Массовая культуранаиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на произведение досуга.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой. Так различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.

Особой разновидностью субкультуры является контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Представители контркультур отказываются от ценностей и норм общества. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполняет культура?

2. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?

3. Заполните таблицу

Виды культуры Характерные черты
Народная  
Элитарная  
Массовая  

4. Дайте определения понятиям «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления